155 лет назад, 16 декабря 1866 года, родился Василий Васильевич Кандинский — живописец, график, представитель мирового авангарда, один из основоположников абстрактного в живописи.
Он родился в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году они переехали в Одессу. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели, и занимается рисованием с частным преподавателем. После окончания гимназии он возвращается в Москву, чтобы поступить на юридический факультет Московского университета. Следующие 10 лет своей жизни Кандинский посвятил праву, национальной экономике и этнографии.
Во время этнографической экспедиции в Вологодскую губернию художник был пленен бытом Русского севера и народным фольклором. Впоследствии, славянские мотивы и сказочные сюжеты будут часто встречаться в его работах.
Несмотря на многообещающие карьерные перспективы в юриспруденции, в 30 лет Кандинский окончательно выбирает для себя путь художника. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1896 году. Картина Клода Моне «Стог сена» производит на него огромное впечатление. Отказавшись от предложения стать профессором в Дерптском университете, он уезжает в Мюнхен, чтобы учиться живописи.
Мюнхенский период в жизни художника - один из самых плодотворных в творчестве Кандинского. В 1901 году Кандинский входит в художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.
«Синий всадник», 1903 год
Во время жизни в Европе, Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. «Фаланга» распалась и в 1908-1909 годах живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.
Мюнхенский пейзаж 1908 года
В 1911 году Кандинский создает художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года, но успело оставить яркий след в истории мировой живописи, объединив уникальных универсальных художников, которые одинаково блестяще работали и кистью, и пером.
Кандинский также отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма.
Василий Кандинский.Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве
Василий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха).
С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. Даже в этот кризисный период Кандинский стремился придать искусству научный характер, выработать правила в живописи, облечь свою философию и восприятие мира в институциональную форму. Художник начал преподавать во ВХУТЕМАСе — знаменитой художественно-промышленной школе, российском аналоге Баухауза.
Будучи его профессором с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Однако здесь мнения с коллегией института расходятся. Противники Кандинского - Родченко, Степанова и Попова - за точный анализ материалов, их конструктивное расположение и оформление. Постоянные нападки коллег-художников являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в 1921 году. А уже в 1922 году формируется соцреализм, и работы Кандинского на долгие годы убирают из советских музеев.
Композиция VIII, 1923
Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского «дегенеративным искусством». Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию. Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями.
Композиция X, 1939
Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.
Как это часто происходило с художниками, по достоинству он был оценен уже после смерти. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства. Его во многом автобиографическая живопись прошла непростой путь от предметного к абстрактному через личные потрясения и трагедии эпохи. Вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников, от студентов Баухауза до представителей послевоенного абстрактного экспрессионизма.
Источники:
1. https://www.wassilykandinsky.ru/
2. https://www.culture.ru/persons/9326/vasilii-kandinskii
3. https://losko.ru/wassily-kandinsky/
4. https://gavrilin-dshi.ru/zhivopis/kartina-sinij-vsadnik-vasilij-vasilevich-kandinskij.html
Автор: Мучина А.В.