24 января 2021 года отмечается 245 лет со дня рождения немецкого писателя и композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана – писатель, композитор, художник, отец Щелкунчика и лучший друг кота Мурра.
Будущий писатель родился в городе Кенигсберге (нынешний Калининград) в семье прусского королевского адвоката. Мальчика назвали Эрнстом Теодором Вильгельмом. Когда ему было три года, его родители разошлись, и остался с матерью, и он вырос в доме бабушки по материнской линии. Его воспитанием в основном занимался дядя, сухой, педантичный человек. В детстве маленький Гофман был большим романтиком и страшным озорником. И дядя никак не хотел мириться с подвижным темпераментом племянника и частенько его наказывал.
Маленький Гофман часто болел, но природа наградила его разносторонними талантами. Он очень хорошо рисовал, писал рассказы. Но самой главной страстью Гофмана была музыка, которая останется у него на протяжении всей жизни. Он научился играть на разных музыкальных инструментах, тщательно изучил теорию композиции и стал не только талантливым исполнителем и дирижером, но и автором множества музыкальных произведений.
Под влиянием дяди молодой Гофман поступил в Кенигсбергский университет на факультет юриспруденции. Эта профессия семейной, к тому же Эрнст выбрал ее из практических соображений, поскольку она давала устойчивый доход.
Гофман прилежно изучает право, а после окончания университета в 1798 году работает чиновником судебного ведомства в различных городах Польши. Он заслуживает репутацию исполнительного и способного юриста. Но, как свидетельствует друг писателя Гиппель, «душа его принадлежала искусству».
Он очень любил музыку: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает».
Гофман жил как бы двойной жизнью. Днём он исправно выполняет свои обязанности судейского чиновника, а в свободное время сочиняет музыку, по ночам пишет повести и рассказы, в которых обязательно происходят какие-то невероятные события.
Гофман писал фантастические повести, сказки, новеллы. Кроме того, писатель был талантливым художником. Многие свои книги он иллюстрировал сам.
Тяжело заболев, Гофман вскоре умирает в Берлине от паралича 24 июня 1822 года. Перед смертью он успевает продиктовать последние свои произведения: «Повелитель блох», «Угловое окно» и «Враг».
В России интерес к творчеству Гофмана возник в 1830-е гг. П.И.Чайковский создал замечательный балет по мотивам сказки писателя «Щелкунчик». В России творчество Гофмана стало набирать популярность с 30-х годов XIX века, чему немало посодействовал Белинский, который очень высоко ценил немецкого писателя: «Гофман – великое имя. Я никак не понимаю, отчего доселе Европа не ставит Гофмана рядом с Шекспиром и Гёте: это – писатели одинаковой силы и одного разряда».
Сказка «Щелкунчик и мышиный король» стала всемирно-известной Рождественской историей. Как Гофман сочинил эту сказку? Сюжет сказки родился у него во время общения писателя с детьми его друга Хитцига: он всегда был желанным гостем в этой семье, где дети с волнением ждали его подарков, сказок, игрушек, которые он делал для них своими руками. Однажды, подобно крёстному Дроссельмееру из этой сказки, он смастерил для своих маленьких друзей великолепный макет замка. Имена детей «Марихен» и «Фриц» он запечатлел в этой сказке.
А что же Щелкунчик?
Он— смелый, сильный и мужественный — приходит к нам каждый год, чтобы рассказать сказку о том, что иногда настоящая любовь куда ближе к нам, чем может показаться.
Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но впоследствии, став большим поклонником музыки Моцарта, он изменил одно из своих имен на Амадей.
Таланты юного Эрнста признали еще в протестантской школе, куда он был отдан в обучение. Мальчик не только блестяще учился, но и хорошо играл на музыкальных инструментах – к двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе, скрипке и даже арфе.
В юности Гофман любил отчаянные проделки. Например, когда однажды он влюбился в воспитанницу женского пансиона, располагавшегося по соседству, они с приятелем попытались прорыть туда подземный ход, а когда попытка была пресечена – соорудили настоящий воздушный шар, который взорвался над двором пансионата.
Гофман прекрасно рисовал. В 1796-м году, живя в городе Глогау (ныне Глогув) он помог своему знакомому художнику Алоису Молинари расписать местную иезуитскую церковь. Некоторые залы Варшавского «Музыкального собрания», одним из учредителей которого был Гофман, были расписаны его росписями.
В 1799 году Гофман дебютировал в амплуа композитора, написав несколько коротких опер, которые были с успехом поставлены на сцене театра города Познань, где он в то время жил. Среди других музыкальных сочинений Гофмана – симфония и соната для фортепиано, которые он написал в Варшаве. Гофман дирижировал на премьерах, а иногда даже исполнял некоторые вокальные партии - у него был хороший тенор.
Первый рассказ Гофмана, «Кавалер Глюк», был опубликован в 1809 году. Авторской подписи под ним не стояло, так как Гофман не хотел отвлекать внимание публики от своей более успешной музыкальной деятельности.
У Гофмана действительно жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух. Кот вполне имел возможность прочитать вслух первый том сатирического романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», вышедший в 1819 году.
Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г-н Щелкушка» (1835 г). Но настоящую всероссийскую (и всемирную!) известность эта повесть получила во многом благодаря балету Петра Ильича Чайковского. Идея балете была предложена Чайковскому хореографом Мариусом Петипа, который в качестве основы для своего либретто взял не саму повесть Гофмана, а несколько “смягченное” переложение, выполненное Александром Дюма-отцом.
При жизни писателя немецкие критики не очень жаловали его книги – им не нравился сарказм, присущий многим произведениям Гофмана. Зато за пределами Германии, в Европе и Америке у него было много поклонников. Очень любили Гофмана и в России – его книгами зачитывались Жуковский и Пушкин, мотивы его творчества использовали в своих произведениях Погорельский и Лермонтов, а Достоевский прочел все сочинения Гофмана в оригинале.
Гофман вошел в историю мировой литературы как автор сказок «Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Золотой горшок» и «Принцесса Брамбилла». Также его перу принадлежит несколько философских и сатирических романов: «Повелитель блох», «Эликсиры сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра».
Немецкий сказочник о любви, дружбе и свободе
Произведения Гофмана стали классикой. Вот уже более двух столетий их читают и перечитывают во всем мире как взрослые, так и дети.
Гофмана читали Жуковский и Пушкин, В.Ф. Одоевский и Гоголь, Достоевский и К С. Аксаков. Отдельные его темы и мотивы использовали А.А.Погорелький, Н.А.Полевой, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой и др.
«Гофман – поэт фантастический, живописец невидимого внутреннего мира, ясновидящий таинственных сил природы и духа», - писал Белинский.
Источники:
Литература: Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
https://eksmo.ru/interview/15-tsitat-iz-knig-gofmana-ID4395742/
фото yandex.ru
Ссылки: https://www.culture.ru/s/shchelkunchik/
https://www.litres.ru/ernst-gofman/schelkunchik-i-myshinyy-korol-9182743/