«Феномен этно-джаза» или «Как «печенеги» покоряли город-герой Псков»
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
18.12.2021

«Феномен этно-джаза» или «Как «печенеги» покоряли город-герой Псков»

Просмотры: 2460


С 26 ноября по 2 декабря 2021 года в Псковском театре драмы проходил фестиваль «Потапов-фест» нашего наиталантливейшего якутского режиссёра театра и кино Сергея Потапова. На фестивале были представлены не только театральные постановки и кино известного режиссёра, но и музыкально-танцевальная культура Якутии Театра коренных малочисленных народов Севера «Гулун». Концертом Валентины Романовой - Чыскыырай под названием «Женщина — Sakha» и был открыт «Потапов-фест», по итогам которого многие театральные и музыкальные критики западной части отметили «причудливое сочетание национальных якутских традиций вокального исполнения с джазом и роком»*. Какой была музыка этого концерта? В чём феномен этно-джаза и этно-рока? Почему для западных слушателей он «причудлив» и вызывает неподдельный интерес и восхищение? Попробуем разобраться.


На западе России Валентина Романова - Чыскыырай более известна как актриса кино, получившая главный приз на недавнем «Кинотавре» за роль в фильме «Пугало», и для многих было открытием, что она певица, да и ещё в этническом музыкальном стиле в синтезе по большей части с джазом, чем с роком. Для того, чтобы ответить на наш вопрос «Что же это всё-таки было?» предлагаю ознакомиться с тем, что пишут в средствах массовой информации о концерте «Женщина-Sakha», непосредственно, очевидцы феномена этно-джаза — «…это был песенный шаманизм, который завораживал, поднимал куда-то вверх и не требовал перевода. Не знаю, как другие, а я будто увидел всю Якутию откуда-то из космоса. Ты просто паришь над страной, над этой белой бездной пространства и скорее чувствуешь, чем думаешь: «Боже, какая большая всё-таки у нас страна от края континента до края, и какая разная, и какая самобытная» …»*. 

Концерт «Женщина-Sakha» был основан на стихах якутской поэтессы Елены Васильевны Слепцовой – Куорсуннаах и мелодиях самой Валентины Романовой - Чыскыырай, музыку к которым писали легенды якутской музыкальной культуры: Егоров Андриян Анатольевич - заслуженный деятель искусств РС(Я), мультиинструменталист, дирижёр оркестра Государственного цирка РС(Я) им. Марфы и Сергея Расторгуевых, наставник Валентины Романовой - Чыскыырай, и Парфёнов Станислав Александрович – блестящий ударник, супруг Валентины. Музыкантами, по крупицам восстановившими и исполнившими эту музыку, а также написавшими в дополнение к восстановленному материалу совершенно новую музыку выступили я, Егор Ефимов, и мой друг, и коллега по цеху – Валентин Александрович Парфёнов. Не трудно догадаться, что Валентин – родной брат Станислава, мужа Чыскыырай. Я же, являюсь протеже Андрияна Анатольевича и близким другом семьи Валентины Романовой. Именно эта, родственная и дружественная связь сделала этот концерт пропитанным настоящими эмоциями, переживаниями, болью утраты, надеждой и бесконечной любовью.


Так, что же такое этно-джаз? Вот, что ещё пишут счастливчики побывавшие на концерте живьём: «…Текст, сочинённый и исполненный на якутском языке, в традициях якутского пения, — своего рода феномен, «вещь в себе»…», «…Чтобы этот алмаз засверкал всеми гранями, превратился в бриллиант, необходимы профессионализм и мастерство ювелира, и вот этим-то искусством в высшей мере и владеют Валентина Романова-Чыскыырай и её музыканты. Все, кому посчастливилось побывать в театре на концерте «Женщина-Sakha» вечером 26 ноября, смогли в этом убедиться сами…»*. Да, во-первых этно-джаз состоит из текста на якутском языке, с элементами традиционного пения таких как чабырҕах, тойук, кылыһах, и из музыки, в основном свободной в ритмическом и гармоническом планах, как в прочем и вся джазовая музыка. Важным элементом является импровизационная часть, для которой оставляется специальное, особое место в структуре произведений, однако в большинстве своём эта музыка имеет песенную форму («запев-припев») с чёткими границами. 

Остановимся на импровизационных особенностях этно-джаза: многие музыканты знают, что лучшая импровизация – это подготовленная импровизация, как бы противоречиво это ни звучало. Как говорит наш выдающийся якутский композитор Владимир Васильевич Ксенофонтов: «Основой композиции является именно импровизация, именно из неё вытекает тот самый материал, из которого лепится, выстраивается основная картина того, или иного произведения…». Здесь хотелось бы немного пояснить, так как речь идёт больше об академической музыке. Этно-джаз хоть и имеет в своих корнях, простите за тавтологию, этно, джаз, и рок, и ту же классику, всё же, это уже совершенно отдельное направление, и законы импровизации здесь вроде работают также. В некоторых композициях просто нет как таковой точной нотозаписи, границ, продолжительности во времени, есть только заранее оговорённая музыкантами форма, характер, тема, рассказ, остальное рождается здесь и сейчас, и никогда не повторяется. Конечно, это можно (и я думаю, что необходимо) записывать и переслушивать, и это можно нотировать, аранжировать и многое ещё что сделать, но основным «сверканием этого бриллианта» во многом является именно неповторимость действия. Этим и дополняют друг друга в равной степени этно и джаз, эдакая игра жанров в одном спектакле. Повторюсь, что большинство таких импровизаций перерастают в песни по всем канонам жанра, и это абсолютно не значит, что те произведения, которые не имеют песенную форму, являются просто недоделанными, они намеренно оставлены таковыми, ибо, как считают сами музыканты, есть такие формы в этно-музыке, которые должны оставаться импровизационными, почти также, как и в джазе, но в более широком смысле. На мой взгляд, именно это вызывает неподдельный интерес и восхищение у западных слушателей, и именно это, с музыкальной точки зрения, является частью той «причудливости». К слову, этно-джаз причудлив и для тех, кто его исполняет.

«…Это было, конечно, этно, но именно рок, и именно джаз, и даже поп, точнее, какой-то невероятный музыкальный микс, в котором даже я, человек, от музыки далёкий, услышал цитаты, к примеру, из The Doors и Элвиса Костелло. Быть может, мне и почудилось, но всё равно ведь неспроста…» (Источник: Псковское агентство информации.). Вообще, для музыканта, сыгравшего нечто новое, своё, сравнение его музыки с великой музыкой легендарных музыкантов, несомненно комплимент высшей пробы. Однако, и у этого есть обратная сторона медали. Всегда хочется, чтобы твоя музыка была индивидуальной, не похожей на другую, но в абсолютном математическом смысле, этого достичь не удастся, наверно, никому и никогда. Ведь всё равно всё заимствовано, всё имеет свои корни, начало, да и претендовать на стерильную исключительность не было задачи. Вкратце, как музыкант, непосредственно работавший над материалом концерта, вынужден признаться в следующем: во-первых, мы старались максимально отдалиться от жанра «поп», во-вторых, к сожалению, на момент написания музыки концерта мы не являлись знатоками музыки The Doors и Элвиса Костелло, у нас были другие вдохновители – Валерий Кац, Владимир Ксенофонтов, Сергей Манукян, Jacob Collier, Cory Henry, Soulive, Indigo Jam Unit, Ryuichi Sakamoto и многие другие музыканты, реально повлиявшие на нашу музыку. Тут уж понимать это несоответствие нужно наверно так, что в этом и заключается вся «фишка» музыки – каждый находит в ней что-то своё, и в этом, воистину, её магия.

Поэзия на концерте была в главных ролях. Без неё, такой уникальной, живой, всеобъемлющей, древней и в то же время новаторской, не было бы никакой музыки. Именно гениальные тексты якутской поэтессы Елены Васильевны Слепцовой – Куорсуннаах, основанные на древнем эпосе Олонхо, дали толчок зарождению такой сложной и смелой музыкально-театральной программы как «Женщина – Sakha». Да, это смело можно назвать музыкальным моноспектаклем, ведь есть сценарий, либретто, музыка, актриса, сцена, в общем всё что нужно для спектакля. Поэтому лучшего места для этого действа, чем Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина было не сыскать. Мы действительно стали на этот час немного волшебниками, фокусниками, мы жонглировали ритмом, гармонией, пассажами, паузами. Лично для меня это был незабываемый опыт.

До концерта было сильное волнение - ведь на нас лежала огромная ответственность, мы представляли Якутию, исполняли свою музыку, музыку наших дорогих друзей. Волнение до концерта – хороший признак, волнение во время концерта – напротив. На сцене, Чыскыырай умеет энергетически управлять ситуацией, расположить к себе зрителей, настроить на правильную волну «своих ребят» музыкантов, стать для них мамой, поэтому, как только мы вышли на сцену от волнения осталось лишь воспоминание. В музыкально-театральном плане Чыскыырай как виски, с каждым годом только лучше и крепче. Делает такое на сцене, да и во время репетиций, на что не каждый осмелится, даже если и вдруг додумается. Если она в самом начале своего пути была нереальной, неподражаемой, уникальной в мировом масштабе, то Чыскыырай сегодня – это уже уровень межгалактический.


«Главной идеей фестиваля стало желание показать самобытность народов на территории России на примере творчества Сергея Потапова — всегда разного, сочетающего в своем творчестве разнохарактерные вещи и, может быть, потому удачно работающего с самыми разными национальными театрами. Подобные фестивали — выход из возможной стагнации, это взаимообмен, синтез, при этом — сохранение многовековых традиций, использование архетипического пласта для того или иного национального театра как возможность дальнейшего развития. «Потапов-фест» дал возможность погрузиться в магически уникальную культуру». (Источник: Псковское агентство информации).


В заключении хотелось бы отметить, что разговоры, статьи, обсуждения никогда не смогут полностью раскрыть феномен этно-джаза, ведь это музыка, а музыку надо слушать, ощущать кожей, сердцем, душой…

P.S.: Предположу, что многие задались вопросом: «а почему печенеги?». Поясню, во время экскурсии якутской делегации по городу-герою Пскову, наш ударник Валентин хотел сфотографировать памятник Княгине Ольге. Мы с Валентиной Николаевной будучи в кадре бурно обсуждали предстоящий концерт.

Держа камеру в одной руке, махая другой Валентин вскрикнул: «уйдите, печенеги!».

Автор статьи: Егор Ефимов – музыкант.

*(Источник: Псковское агентство информации)

Смотрите также