Общеизвестно, что систематическое чтение вслух в детском возрасте увеличивает лексикон, то есть словарный запас, помогает понимать прочитанное, улучшает память и интонацию, развивает чёткое произнесение звуков, воображение и мышление; вызывает интерес к знакомству с художественной литературой, а также открывает возможности для получения новых знаний.
Существуют определённые ступени формирования навыка чтения. Прежде всего, это коррекция нарушения слоговой структуры слова.
Действенную помощь в этом вопросе оказывает родителям и детям учитель-логопед средней общеобразовательной школы номер 23 Анастасия Семёновна Плотникова.
В самом начале своего выступления для тех, кто пропустил первое занятие по теме или кое-что подзабыл, специалист напоминает и закрепляет в памяти пройденный материал. Всё это делается для того, чтобы усвоение знаний на втором уроке стало более доступным для понимания.
Далее профессионал своего дела продолжает предлагать интересные и увлекательные игры для пространственного мышления и представления. И, если на прошлом занятии они были лёгкие, то теперь уровень их сложности повышается. В них добавляются условия нарисовать картинки в разных углах листа, а также по диагонали от них слева, справа; лабиринты ("ходилки", "бродилки") в буквах, когда дети должны пройти по всей букве лабиринт; задания, например, составить сложные предметы из счётных палочек по образцам (домик, грузовик...), изобразить "рисунок" на спине, когда ребёнок "рисует" на спине своего родителя, а тот должен угадать. И так поочерёдно. Большой азарт и интерес вызывает игра "Волшебный мешочек", когда на ощупь нужно угадать предмет или пластмассовые буквы алфавита, а затем назвать и достать.
Уроки Анастасии Семёновны, направленные на устранение нарушений вербальной коммуникации, в конечном итоге учат детей беглому, правильному, выразительному чтению, что, несомненно, влияет на дальнейший познавательный интерес. Также благодаря заданиям у многих вырабатывается усидчивость, совершенствуется мелкая моторика, которая влияет на быстрое овладение средствами как устной, так и письменной речи (языка).
Пусть следующая встреча будет долгожданной, а время, проведённое вместе, запомнится на всю жизнь!
Литература по теме из фонда библиотеки:
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - Москва, 2000. - 400 с.
2) Антипова Ж.В., Давидович Л.Р. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. - Москва, 2020. - 313 с.
3) Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение. Начальная школа. - Москва, 1997. - 128 с.
4) Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - Санкт-Петербург, 1998. - 224 с.
5) Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - Москва, 1991. - 208 с.
6) Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. - Москва, 1999. - 248 с.
7) Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - Москва, 1981. - 159 с.