Как мы уже говорили на предыдущих занятиях, для формирования навыка чтения важна коррекция слоговой структуры слова.
На итоговом завершающем занятии по теме учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 23 Анастасия Семёновна Плотникова усложняет задания, продолжая работу с пространством, так как правильное, своевременное формирование квазипространственных представлений очень важно для формирования устной речи.
Специалист знакомит детей с японским искусством складывания фигурок из бумаги — оригами, важным для снятия напряжения, для запоминания геометрических понятий, для развития памяти, усидчивости, логического мышления, внимательности, аккуратности, глазомера, а также мелкой моторики, ведь, по мнению академика В.М. Бехтерева, движение рук тесно связано с речью и её развитием. Иными словами, если отстаёт развитие движений пальцев, то задерживается и речевое. Детей привлечёт оригами, так как в этом возрасте они любознательны и интересуются разными видами творчества. Им нравится перебирать цветную бумагу, складывать её, сгибать, склеивать.
Далее учитель-логопед знакомит родителей и ребят с настольной игрой «Колечки», которая надолго увлекает, развивает пространственное мышление, логику, усидчивость, внимание и, конечно же, моторику. В чём суть игры? Игрок, ориентируясь на картинку с заданием, располагает на поле колечки необходимого цвета в нужных местах. Когда будут выложены все фигурки, станут видны лишние колечки. Оставшимися элементами важно заполнить пустые места. Уровни возрастают по степени сложности.
Знакомая нам логопедическая игра «Дефекты фикции» необходима для развития речи и творческого мышления. В ней есть задания: придумать предложение, назвать ласково и др. Также здесь присутствуют физические упражнения, например, «Бег, прыжки, наклоны». И, наконец, последняя игра имеет своей целью комплексное развитие речи, интеллекта, пространственного мышления, памяти, внимания, творческого потенциала. В ней, перед тем как сделать ход, ребёнок должен выполнить артикуляционную гимнастику.
На протяжении трёх занятий работа Анастасии Семёновны по коррекции слоговой структуры слова велась систематизированно, по принципу от простого к сложному, в игровой форме и с применением наглядности. Надеемся, что благодаря урокам специалиста у детей сформировалась слоговая структура слова, которая оказала влияние на качество овладения грамматическим строем речи, на успешность усвоения определения порядка звуков в слове, выделения отдельных звуков, различения их по качественным характеристикам, а также на высокий уровень письма и чтения.
Уважаемые родители, давайте будем помнить, что хорошо развитая речь детей является одной из главных предпосылок для благополучного обучения в школе, а благодаря навыку чтения в школьном возрасте они смогут самостоятельно получать новые знания и самообразовываться в дальнейшем.
Литература по теме из фонда библиотеки:
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - Москва, 2000. - 400 с.
2) Антипова Ж.В., Давидович Л.Р. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. - Москва, 2020. - 313 с.
3) Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение. Начальная школа. - Москва, 1997. - 128 с.
4) Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - Санкт-Петербург, 1998. - 224 с.
5) Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - Москва, 1991. - 208 с.
6) Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. - Москва, 1999. - 248 с.
7) Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - Москва, 1981. - 159 с.