31 июля - день рождения Эдиты Пьехи, народной артистки СССР, кумира миллионов людей не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
Ослепительная, неповторимая, блистательная, вписавшая своё имя в золотой фонд советской и российской эстрады. Не так много тех, кто взошёл на Музыкальный Олимп и смог удержаться на его вершине грандиозное количество лет. Эдита Станиславовна смогла! Она не только заняла своё достойное место, но при этом осталась авторитетной, верной своим идеалам и жизненным принципам, ни разу не запятнала свою репутацию компрометирующими фактами биографии, склоками, интригами. Наверное, поэтому ослепительного облика артистки не коснулось бремя возраста. Она по-прежнему очаровательна, умна, элегантна, во всех ситуациях остаётся истинной женщиной. Вряд ли найдётся человек, который поверит в то, что этой удивительной певице, являющейся эталоном для многих, исполняется 85 лет.
Возможно, внутреннее обаяние и особая жизнестойкость были заложены в ней от рождения: ведь на формирование её сознания оказали влияние сразу две культуры - польская и французская. Отец Эдиты, Станислав Пьеха, польский шахтёр, и мать, Фелиция Каролевская, тоже полька, встретились и поженились во Франции, куда приехали искать работу.
Эдита родилась в шахтёрском городе Нозьель-сюр-Луан в 100 километрах от Парижа. Её отец умер, когда девочке исполнилось всего 4 года, и семью пришлось содержать брату Павлу, который уже в 14 лет пошел работать на шахту. Однако вскоре и он умер от перегрузок и туберкулёза. Мать Эдиты вышла замуж второй раз, и семья переехала на родину, в Польшу.
Ещё в школе Эдита начала петь в хоре. Потом она училась в педагогическом лицее, который закончила с отличием, и на курсах русского языка в Гданьске. В 1955 году по путёвке польского комсомола Пьеха приезжает в Ленинград, где поступает на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. До 1970 года она считалась гражданкой другой страны и периодически отмечалась в ОВИРе как иностранка.
Эдита не собиралась становиться певицей, но, обладая красивым мелодичным голосом, очень любила петь. В институте она сразу же стала принимать участие в концертах студенческого землячества и пела самые разные песни на польском, французском, эстонском, немецком и, конечно, русском языке.
В 1955 году, в новогодний вечер, их ансамбль пригласили выступить в Большом зале Консерватории. Тогда он получил название "Дружба", и тогда же решилась судьба Эдиты Пьехи. По приглашению Александра Броневицкого, музыканта и руководителя ансамбля, она выступила с шуточной песенкой на польском языке "Червоный автобус", а вскоре стала солисткой. В 1957 году ансамбль со своей программой "Песни народов мира" завоевал золотую медаль и звание лауреата шестого Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Получив известность, коллектив начал много гастролировать у себя в стране и за рубежом. Музыканты выступали во Франции, Польше, Чехословакии, ФРГ, США и других странах.
В репертуаре Эдиты были в основном песни о любви, о дружбе, об обычных человеческих отношениях. Старшее поколение до сих пор помнит и любит её песни "Стань таким, как я хочу", "Огромное небо", "Не бойся любви", "Ни дня без песни", "Вальс при свечах", "Найди меня" и другие, которые певица иногда исполняет и сейчас. Были у неё и "серьёзные" песни, в духе времени, как, например, "Баллада о хлебе", но и они в её исполнении приобретали особую задушевность и лиризм.
В 1976 году Пьеха организовала свой ансамбль. Она больше не могла выдержать активную театрализацию песни, поскольку тяготела к подчёркнуто мягкой, лиричной манере исполнения. Музыкальным руководителем нового коллектива стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Первое же выступление ансамбля на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 года принесло ему победу: коллектив был удостоен почётного диплома. Впрочем, Эдита Пьеха с самого начала пела под великолепное инструментальное сопровождение, что стало своеобразной визитной карточкой певицы.
Также неслучайно она работала с ведущими советскими композиторами А. Флярковским, О. Фельцманом, А. Петровым, Я. Френкелем, А. Пахмутовой, поэтами Р. Рождественским, Е. Долматовским, Н. Добронравовым. Она очень требовательно относится к своему творчеству, сама много работает над каждой песней, поэтому выбирает только хорошие тексты и музыку.
Эдита Пьеха записала на фирме "Мелодия" более десяти дисков-гигантов, песни из которых вошли в золотой фонд советской эстрады: "Огромное небо", "Люди, улыбнитесь миру", "Город детства", "Венок Дунаю", "Встреча друзей". Многие из этих песен были выпущены затем фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше.
Пьеха представляла эстрадную песню во множестве стран. Но самые дорогие встречи были у неё в Афганистане и Армении, когда там произошло землетрясение. Иногда певица вполне справедливо называет себя "послом без верительных грамот". Она недалека от истины, если учесть, что на Кубе её удостоили титула "Госпожа песня", во Франции наградили орденом "За укрепление искусством дружбы", Русская православная церковь назвала её почётным гражданином.
Эдита Станиславовна всю свою жизнь посвятила эстраде, но однажды попробовала сняться в кино, где сыграла небольшую, но запоминающуюся зрителям роль в картине Вениамина Дормана "Судьба резидента".
Пьеха относится к числу тех редких певиц, искусство которых никогда не выходит из моды и не стареет, как, впрочем, и сама певица. О ней и двадцать лет назад, и сейчас можно сказать, что она находится в самом расцвете своего творчества. Вызывая зрителей собственной открытостью на сопереживание, она добивается контакта с самой различной аудиторией. Особая пластика, широкий "закруглённый" жест вовлекают слушателей в мир песни, а элегантные концертные костюмы подчёркивают стройность фигуры. Свои наряды Пьеха шьёт только у отечественных модельеров, среди которых всегда выделяла известного мастера Вячеслава Зайцева.
Блистательная Эдита Пьеха достигла всех тех вершин искусства, после которых приходят популярность и любовь зрителей. Она всегда была и остаётся эталоном настоящей женщины. Её неповторимый стиль, тембр голоса, искренние, задушевные песни, артистизм - вот что завораживает людей, делает их преданными своей артистке на всю жизнь.
Толпы поклонников, встречающих её после концерта, как всегда, просят автографы, стараются хоть на мгновение продлить общение с нею.
Вот уже и дети их выросли, и внуки...
Дочь Илона пошла по стопам матери и тоже стала певицей.
... Стас Пьеха, так же, как и Эдита, покоряет залы и стадионы. А она, несмотря на все уговоры, не спешит писать мемуары, отмахивается: "Нам рано жить воспоминаниями".
Использованная литература из фонда библиотеки:
1. Бахарева, Н. Эдита Пьеха: признание в любви. - Санкт-Петербург, 2007. - 208 с.
2. Биографический энциклопедический словарь / Главный редактор А. П. Горкин. - Москва, 2000. - 712 с.
3. Кто есть кто в мире: [биографический словарь] / Главный редактор Г. П. Шалаева. - Москва, 2006. - 1680 с.
4. Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г. В. Келдыш. - Москва, 2003. - 672 с.
5. Эстрада России: XX век: [словарь] / Ответственный редактор Е. Д. Уварова. - Москва, 2006. - 784 с.
Подготовила статью
Грайфер Е. Ю.