«Цель музыки – трогать сердца»
(Иоганн Себастьян Бах)
Все знают, что прослушивание классической музыки полезно для детей. Ее часто включают совсем маленьким детям, и мамы замечают, что она оказывает благотворное действие. Учеными доказано положительное влияние классической музыки на многие сферы жизни ребенка:
способствует интеллектуальному развитию;
помогает успокоить, уравновесить, улучшить настроение;
определенная музыка помогает чувствовать себя лучше при различных заболеваниях;
способствует спокойному сну;
развивает пространственное мышление.
Но классическая музыка заключает в себе массу возможностей для развития ребенка еще задолго до его рождения.
Какую музыку должна слушать женщина, которая ждёт ребёнка?
В третьем триместре ребёнок определенно будет способен слышать музыку, которую вы слушаете. Классическая музыка, нежные звуки колыбельных песен, приятные мелодии, которые настраивают на радостный лад - все они действуют успокаивающе. Постоянно включая определенную музыку перед сном, можно выработать у ребенка определенный условный рефлекс, который будет срабатывать в периоды засыпания на звук маминого сердца. Дети будут быстрее успокаиваться при кишечных коликах, слушая любимую мелодию.
Прекрасным примером данной гипотезы стал известный скрипач Иегуди Менухин. Он утверждал, что те музыкальные произведения, которые он отлично помнил, исполняли его родители-музыканты, еще в период ожидания малыша. Майкл Клементс из Лондонского королевского колледжа (занимался исследованием реакции плода на музыкальные произведения) показал, что, начиная с 24 недель, малыши по-разному реагируют на классическую и рок музыку. Музыка Вивальди и Моцарта делала малышей более спокойными, способствовала переходу плода в более расслабленное состояние и малыш быстрее засыпал. И наоборот, активная, современная музыка (например, рок), а также произведения Бетховена и Брамса способствовали повышению двигательной активности ребенка.
Узнать о том, как влияет музыка на развитие ребенка, вы можете прочитав статью доктора Ибрахима Х. Балтаги – преподавателя Ливанско-американского университета и руководителя музыкальной программы в Ливанском международном университете, можно перейдя по данной гиперссылке.
Когда дети немного подрастают, многие родители уже не включают им классическую музыку, упуская из виду ее важность. Дети кажутся им «слишком подвижными», чтобы сосредоточиться на звуках. Кажется, что только быстрые смены картинок современных мультиков способны удержать их внимание. И здесь роль родителей помочь детям разобраться – научиться слышать музыку, понимать, улавливать настроение. Композиторы, писавшие для детей, почти всегда давали своим произведениям понятные ребенку названия. Отталкиваясь от них, можно начать разговоры о музыке. Например, во «Временах года» Чайковского не только называется месяц, но и уточняется художественный образ: «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник» и так далее. Стихотворный эпиграф к каждой части поможет ребенку еще лучше понять, о чем данные композиции. Если ребенку понравится такая творческая беседа, то вы сможете так же поработать и с другими произведениями альбома (всего 12 пьес по количеству месяцев). Когда вы изучите все четыре времени года, то можно придумать множество интересных занятий, игр и упражнений, связанных с этим циклом. Вот несколько вариантов:
включать фрагменты и просить ребенка угадать, какой это месяц или, если это сложно, какое время года;
подобрать по несколько пейзажей к каждой из композиций и вместе выбрать, какие картинки лучше всего подходят под эту музыку;
в зависимости от того, какое сейчас время года, можно сделать соответствующие поделки из природных материалов.
во время прогулок создать цикл фотографий, лучше всего иллюстрирующих данную музыку. Потом можно вместе с ребенком сделать видео из этих изображений, наложив соответствующую пьесу из «Времен года» Чайковского.
В музыке могут быть представлены и различные события. Например, в «Детском альбоме» Чайковского есть пьесы «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Игра в лошадки». Слушая их, можно разобрать с ребенком, что именно может происходить в том или ином отрывке мелодии, а воссоздать зрительный образ поможет просмотр мультфильма по мотивам музыкального произведения. И, конечно же рисунок после такого обсуждения и просмотра получится у ребенка очень ярким и насыщенным. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, в мир музыки имеет все шансы в будущем воспринимать жизнь ярче, видеть мир многостороннее и добрее.
Советуем вам начать использование музыки для общения с вашими детьми как можно раньше, и предлагаем воспользоваться нашими ссылками для прослушивания музыкальных произведений вместе с детьми.
«Детский альбом» П.И. Чайковского.
Мультфильм на основе музыки П. Чайковского.
Фрагмент сказки «Щелкунчик и Мышиный король» под музыку П.И. Чайковского.
Источники:
1. Польза музыкальных занятий для детей
2. В чем польза музыки для детей?
3. «Щелкунчик»: путешествие во времени