Армения, звенящая огнем и кровью!
Армения, тебя хочу я полюбить!
Я голову пред древностью твоей склоняю,
Я красоту твою целую в алые уста.
Как странно мне, что я тебя еще не знаю,
Страна — кремень, страна — алмаз, страна — мечта!
Городецкий Сергей
Дом дружбы народов им. А. Е. Кулаковского совместно с «SMART-библиотекой» реализуют проект «Читаем о народах», посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Весной этого года в рамках данного проекта прошли громкие чтения художественного эпоса народов Севера.
Данная статья посвящена великой и красивой Армении, ее народу, традициям и культуре. Почему именно Армения?
Ежегодно 11 августа в древней Армении праздновался Навасард (Новый год). Праздновали его, по обычаю, с 11 августа и до 9 сентября.
Армения - страна с древнейшей историей, с легендарной историей.
Жизнь армянского народа возникла и протекала на территории, названной по имени его коренного населения Армянским нагорьем, расположенном в северо-западной части Передней Азии. Территория нагорья начиная уже с нижнего палеолита (примерно от 700 до 100 тыс. лет назад) принадлежит к числу тех областей земного шара, где происходило становление человека современного вида. Первые письменные упоминания об Армянском нагорье, оставленные царями Аккада, относятся к 3 тыс. до н. э.
Сами армяне называют себя Хай, что по предположениям историков произошло от названия протоармянского государства Хайасы, которое существовало в 14-13 вв. до н. э. Страна Хаяса и народ Хаясы упоминаются на многих хеттских глиняных таблицах, найденных при раскопках столицы хеттского государства - Хатусы.
Армения отмечена на вавилонской карте 5 в. до н. э. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э.
Значимым моментом в истории этой страны считается принятие христианства в качестве государственной религии, так как Армения была первой страной, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году.
Начиная с 14 в. до н. э. разнородные государственные образования Армянского нагорья объединяются в политические союзы, которые упоминаются под названием Наири, что дословно переводится как «Страна рек». На основе этих союзов в 9 в. до н. э. образуется могущественное рабовладельческое государство Урарту или Ванское царство со столицей Тушпа (Ван), которое объединяет все нагорье в единое государство. В этот период подходит к завершающему этапу процесс этнического единения племен Армянского нагорья и формирования армянского народа.
Приезжая в Армению, можно долго наслаждаться прекрасными горными пейзажами, обилием по-настоящему древних достопримечательностей, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и вполне искренняя доброжелательность местных жителей! Однако помимо горных хребтов, на небольшой территории страны уместилось 9480 рек и около 100 живописнейших озер. Северо-восточная часть страны известна буковыми рощами и дубовыми лесами. Ну а если добраться до южной части страны, то можно увидеть уникальное зрелище - самую большую платановую рощу. Кроме того, в Армении есть и минеральные источники, и грязевые месторождения. Чтобы поправить здоровье и оценить все прелести местных бальнеологических процедур можно посетить Дилижан, который известен своими санаториями, или Джермук, славящийся горячими и холодными минеральными источниками. Сторонники активного образа жизни и экстремальных видов спорта больше оценят Цахкадзор - главный горнолыжный курорт страны. И это только малая часть того, что можно рассказать об Армении!
Ежегодно 11 августа в древней Армении праздновался Навасард (Новый год). Сегодня его отмечают, как Национальный день идентичности.
Помимо хлеба важной компонентой была приправа Нгатцахик. Согласно другой традиции «Без вина придет новый год, без нгатцахика - запоздает». Нгатцахик росла на склонах Масиса (Арарата) и вызывала здоровый аппетит. Традиция приправлять в новогодние блюда сушеный нгатцахик также была символом национального единения.
Сказания и поверья предков
Народ, собравшись вместе, совершал паломничество к святыням и храмам. По преданию, Навасард был посвящен семи армянским языческим богам: Арамазду, Тиру, Астхик, Михру, Нане, Ваагну и Анаит. Верили, что в день празднества боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани, куда народ нес им зерна пшеницы и кровь жертвенных животных. Наевшись, боги наблюдали за царящем весельем с заснеженных гор. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа.
Народ верил, что в предновогоднюю ночь текучие воды на какое-то время становились золотоносными. Поэтому, к концу дня юноши и девушки отправлялись к роднику и кидали в воду пшеницу, ячмень или кусочки хлеба, чтобы вместе с водой принести в дом удачу.
В Новый год обрученная девушка втайне от всех дарила своему жениху яблоко – «пнджац хндзор», которое украшала шелковыми ленточками. Хозяйка дома расстилала красную ткань перед дверью, а также смазывала дверь небольшим количеством меда, чтобы весь год был «красным и сладким». Дальше, по традиции, приносила охапку дров, кидала в очаг и поздравляла сыновей и невесток с Новым годом.
Дети и подростки ходили от дома к дому, угощаясь лакомствами из корзины, которые висели над входом в жилище.
Об истории возникновения Армянского государства, о его традициях и народе, обычаях и быте, о природе и достопримечательностях предлагаем прочитать книги:
- Советский Союз. Армения., Отв. Ред. А. Б. Багдасарян. – М., «Мысль», 1966. – 343 с.
- Морган Жак де. История армянского народа. Доблестные потомки великого Ноя / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2019. – 383 с.
- Глинка С. Н. Обозрение армянского народа. – [Репринт. Воспроизв. Изд. 1832 г.] – Ереван 6 Гркериашхар, 1990. – 480 с.
- Демирчян К. С. Советская Армения. – М.: Политиздат, 1982. – 136 с.
- Демирчян К. С. Советская Армения. – М.: Политиздат, 1980. – 135 с.
- Лэнг Дэвид. Армяне. Народ-созидатель / Пер. с англ. Е. Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2019. – 350 с.
Заказать книги можно по ссылке: https://cbsykt.ru/
Отличительные особенности армянской кухни
Кухня Армении – такая же древняя, как и ее история.
Формирование кулинарных традиций армянского народа началось еще в эпоху Урартского царства.
Раннее возникновение земледелия предопределило употребление в пищу зерновых – полбы, проса, ячменя, пшеницы, риса, а также бобовых – фасоли, бобов, чечевицы и горного гороха.
В высокогорных областях разводили овец и коз. А на равнинах – крупный рогатый скот. В лесистых районах получили развитие свиноводство, птицеводство и бортничество (исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев).
Виноградарство развивалось в долинах, а также в ущельях с почвой каменистой, но достаточно теплой и влажной. Зимы в Армении суровые, поэтому виноградную лозу нельзя было оставлять на открытом воздухе – ее засыпали толстым слоем земли. Чтобы попробовать знаменитого армянского вина, стоит отправиться в небольшое путешествие на юго-восток от Ехегнадзора. Здесь, в долине реки Арпа, находится главная винодельня страны Areni Winery. Недалеко расположены пещеры, где была найдена самая древняя в мире обувь и винодавильня, которой более 6100 лет! Оценивать вкусовые качества знаменитого коньяка «Арарат» лучше всего там, где его делают: на Ереванском коньячном заводе.
Предлагаем Вам познакомиться с рецептом армянского коктейля «Сто легенд»:
40 мл армянского коньяка
20 г очищенных грецких орехов
15 мл кленового сиропа
15 мл лимонного сока
- Грецкие орехи истолочь в ступке или измельчить в блендере.
- Положить орехи в шейкер, добавить коньяк, кленовый сироп, лимонный сок и хорошо взбить.
- Процедить через ситечко и подавать в коктейльном бокале.
Огромную роль в формировании армянской кухни сыграл традиционный очаг – тонир. Именно благодаря ему многие национальные блюда обрели самобытность и оригинальный вкус. В тонире пекли хлеб и другие мучные изделия, варили. Жарили и тушили различные продукты. В нем же коптили мясо и сушили на зиму фрукты.
Названия многих блюд армянской кухни связаны не с составом продуктов, как это принято у европейских народов, а с наименованием сосудов. В которых они готовятся.
Стоит отметить и своеобразный режим питания у армян: основной прием пищи приходится на вечер (жирные, концентрированные и острые блюда), а во время обеда ограничивались хлебом, сыром, мацуном или супом. При описании вторых блюд историк V в. Лазарь Парбеци дает следующую последовательность употребления блюд: «После супов подавали блюда из говядины и баранины, потом мясо птицы, затем рыбные блюда и в самом конце – яичные». Эта исторически сложившаяся традиция существует в Армении и сейчас.
Национальную армянскую кухню отличает утонченность вкусовой и ароматической гаммы. Предлагаем познакомиться с излюбленными блюдами армянского народа: бозбаш, кюфта, хаш, толма, плов с бараниной, бумбар и многими другими.
1. Армянская кухня. – М. : Эксмо, 2014. – 160 с.
2. Армянская кухня / Автор-сост. И. А. Родионова. – М. : Эксмо, 2011. – 320 с.
Заказать книги можно по ссылке: https://cbsykt.ru/
Армянская письменность
Древняя и средневековая армянская литература
Существует мнение, что ещё в III—I вв. до н. э. у армян существовали особые «жреческие письмена», которыми создавались храмовые книги и летописи. В I в. до н. э. на греческом языке писал драмы царь Великой Армении Артавазд II. Из авторов дохристианской Армении известен также Олюмп, живший в I—II вв. н. э., «Храмовые истории» которого не сохранились. В начале IV века, после принятия христианства в качестве государственной религии, прежняя литература была признана языческой и уничтожена.
Армянский язык является одним из древнеписьменных среди индоевропейских языков. Армянская литература начала развитие с 405 года, когда учёный и священник Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Тогда же формируется древнеармянский литературный язык — грабар.
V век принято называть «Золотым веком» в истории армянской литературы.
Первый оригинальный памятник армянской литературы — «Житие Маштоца», написан в 440 годах. В литературе V века своим значением доминирует армянская историография или жанр исторической прозы. Процветает также гимнография и агиография.
Древнейший образец армянского лапидарного письма - надпись, высеченная на храме в Текоре — самое позднее в 490 году. Наиболее ранние фрагментарные манускрипты на пергаменте относятся к V—VI векам. Самая ранняя сохранившаяся чётко датированная рукопись на армянском — «Евангелие царицы Млке», создана в 862 году. Ранее его относится «Евангелие Вехамор», обычно датируемый VII—VIII веками (точная дата написания неизвестна) и предположительно являющаяся древнейшей сохранившейся полноценной армянской рукописью. Древнейшая армянская рукопись на бумаге относится к 981 году.
В армянском алфавите 39 букв.
Важное место в армянском пантеоне занимала Анаит – армянский языческий бог. У армян ещё в дохристианское время существовало божество письменности и науки — Тир. В армянских источниках сохранились отрывки из эпических циклов «Персидская война» и «Таронская война».
До формирования армянской письменности развивался богатый литературный фольклор. Большую художественную и историко-познавательную ценность представляют созданные в разные эпохи легенды, эпические песни и предания о царях древней Армении Трдате III и Аршаке II (IV век), полководцах Мушеге и Вардане Мамиконян (IV и V века).
На основе эпической песни о Хайке лежит идея борьбы против тиранства, образ которого формирует ассиро-вавилонский бог Бэл. Сохранились эпические отрывки об Арташесе и Сатеник.
В VI веке новых вершин достигает армянская философская мысль благодаря творчеству неоплатоника Давида Анахта. Уже с конца VII века сохранились образцы светской поэзии. В VII—VIII веках процветает схоластико-догматическая литература.
С начала V века начинается история древнеармянской переводной литературы. В течение V—VIII веков армяне перевели Аристотеля, Платона, Филона Александрийского, Галена, Эзопа и десятки других авторов античной литературы. Многие армянские переводы уникальны, так как оригиналы этих сочинений утрачены, а тексты частично либо полностью сохранились только благодаря армянскому переводу.
Окончательное освобождение от арабского ига и восстановление Армянского царства в 885 году создает предпосылки для армянского Возрождения. Армянские цари покровительствовали также развитию письменной культуры.
В VII—X веках сложился армянский эпос Давид Сасунский, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении) против арабских захватчиков. В 2012 году включен в Список нематериального культурного наследия человечества.
В X—XI веках в области художественной литературы в первую очередь известен поэт Григора Нарекаци. В этот период жил и творил поэт и философ Григор Магистрос.
В XI веке древнеармянский язык начинает постепенно развиваться в среднеармянский. Ключевое значение для дальнейшего развития богатых традиции армянской литературы сыграло создание в 1080 году Киликийского армянского государства. Позднее значительный импульс развитию всех отраслей культуры дало освобождение Восточной Армении Закарянами в конце XII—начале XIII веков. В историческую арену пришли крупные поэты Ованес Имастасер, Григор Тка, Нерсес Ламбронаци, Нерсес Шнорали. Последний стал крупнейшим поэтом своего времени, автор лироэпической поэмы «Элегия на взятие Эдессы» и других произведений. Художественная проза развивалось в творчестве баснописцев Мхитара Гоша и Аардана Айгекци. В XIII веке достигает высокого развития жанр поэмы, крупнейшими представителями которого были Григор Церенц, Аракел Сюнеци и другие.
Заглавная буква Ք (k῾).
Рукопись XIII века. Фрагмент манускрипта XIII века
В XVII—XVIII столетиях снова возродилась историография.
В XIV веке возникло эпическое сказание Герои Кашта, повествующее о национальной борьбе против войск Тамерлана.
Письменный период истории армянского языка разделяется на три основных этапа:
1. Древнеармянский (грабар) — V—XI века
2. Среднеармянский — XI—XVII века
3. Новоармянский (ашхарабар) — с XVII века
Сохранились свыше 30 000 средневековых армянских рукописей, составляющих чрезвычайно значительное культурное наследие в мировом сравнении. Книгопечатание на армянском языке возникло в 1512 году.
Новая и современная армянская литература
Классицизм становится основным направлением армянской литературы второй половины XVIII—начала XIX веков. С 1820 годов в армянской литературе начинается борьба между сторонниками использования древнеармянского и новоармянского языка в качестве языка литературы — так называемый грапайкар.
Начало новой армянской литературы и победа новоармянского литературного языка ознаменовал исторический роман «Раны Армении» Х. Абовяна, написанный в 1841—1843 годах. Роман описывает борьбу армянского народа против иранского ига в эпоху освобождения Восточной Армении с помощью России. В тот же период в развитии армянской общественной мысли и литературы большую роль сыграл революционный демократ М. Налбандян.
К концу XIX века ведущим направлением армянской литературы становится критический реализм. Достигает значительного развития жанр романа. Нар-Дос являлся мастером психологического романа. Продолжателем традиции исторического романа был Мурацан. К концу XIX—началу XX века относится многогранное творчество О. Туманяна, автора многочисленных четверостиший, поэм, легенд, басен, сказок и рассказов. Одним из крупнейших поэтов конца XIX—первой половины XX веков стал А. Исаакян. В начале века благодаря творчеству В. Терьяна армянская поэзия вступила в новую ступень развития.
Новые перемены в истории литературы были связаны с присоединением независимой Армении к советской России в 1920 году. С середины 1910-х годов начал свою литературную деятельность выдающийся поэт Егише Чаренц. Его творчество, продлившееся ещё два десятилетия, оказало огромное влияние на следующие поколения армянских поэтов.
О развитии и влиянии армянской литературы на умы и судьбы советских поэтов и прозаиков хорошо раскрыто в следующих книгах:
- Горький и Армения : Статьи, письма, воспоминания и «Хроника». – Ереван : Издательство «МИТК», 1968. – 702 с.
- Какая ты, Армения? / Повести. Рассказы. – М. : Известия, 1989. – 544 с.
- Брюсов В. Статьи об армянской литературе. «Учители учителей». / Подготовка текста и примечание К. В. Айвазяна и др. – М. : «Художественная литература», 1975 г. -525 с.
- Звягинцева В. Моя Армения: Стихи. Избранные переводы. – Ереван : Издательство «Айастан», 1969. – 180 с.
- Армения в поэзии Брюсова - Ереван : Издательство «Айастан», 1966. – 40 с/
- Арам Хачатурян / Сборник статей. - М. : "Советский композитор". 1975. - 271 с.
- Гюликехвян Н. Армения - моя песня. Ереван : Издательство "Айастан", 1977.
Заказать книги можно по ссылке: https://cbsykt.ru/
Для детей дошкольного и школьного возраста предлагаем познакомиться с народным армянским эпосом (сказки «Царь и ткач» и «Заказчик и мастер») и книгами Наринэ Абгарян — армянской русскоязычной писательницы, блогера. Н. Абгарян - лауреат премии «Ясная Поляна» и номинант «Большой книги». Автор бестселлеров «Манюня» и «Люди, которые всегда со мной». В 2020 году The Guardian называет её в числе самых ярких авторов Европы.
Заказать книги можно по ссылке: https://cbsykt.ru/
Армения – это звуки дудука, в которых хранится душа армян, это Арарат, с которого начинается каждое утро и заканчивается каждый вечер, это искусно вырезанные из камня хачкары, это шум воды озера Севан, это запах шашлыка, манящего к столу и – это щедрость и гостеприимство жителей! О традициях армянского народа, его бытовых устоях можно прочитать, перейдя по ссылке:
http://www.amstel.su/country/armenia/traditsii-armyanskogo-naroda
PS:
«Земля, подобно всякому живому существу, обладает своей особой духовностью. И без родной земли, без тесной связи со своим отечеством невозможно найти себя и свою душу». – Мартирос Сарьян. Мартиро́с Серге́евич Сарья́н — армянский, советский художник-живописец, мастер пейзажа, график, сценограф. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Сталинской премии второй степени.
Армения — немой вопрос,
Душа любви, душа страданий.
Ты соткана из женских слёз,
Из солнца, камня и печали.
В тебе томительный родник
Невысказанной, гневной боли,
И мудр древности язык,
Язык, смиривший Бога с Ноем.
В твоих глазах и лёд и жар,
Сквозь мглу и ночь восторг рассвета,
Поэт тебя нарисовал,
Художник стал в тебе поэтом.
Осип Мандельштам
Я люблю тебя, моя Армения,
Ты — обетованная земля.
Ты мечта, ты свет и откровение!
Родина далекая моя!
Как любимы мной твои просторы,
Как мечтаю вновь увидеть я
Всю твою красу, леса и горы,
Родина, цветущая моя
Ереван — весь в розоватой дымке,
Озеро Севан — печаль веков,
И Сарьяна дивные картинки,
И хранилище старинных книг и слов
Я уже давно живу в России,
Здесь мой дом, работа и друзья.
Но лишь ты — моя Святая сила!
Ты — обетованная земля!
Петрова Людмила, поэтесса
Автор: Малышева Л. В.