Дорогие читатели! Сегодня в нашей рубрике мы предоставляем уникальную возможность окунуться в историю через воспоминания нашего уважаемого и дорогого читателя — Пиецкой Клары Владимировны, Отличника народного просвещения РФ, Заслуженного учителя Республики Саха (Якутия), Учителя учителей Республики Саха (Якутия), учителя-методиста, обладателя Гранта «Учитель столицы». Ее рассказ — это не только личное свидетельство о жизни в послевоенном Якутске, но и яркая иллюстрация сложных времен, испытаний и надежды, которые пронеслись через судьбы обычных людей.
Я родилась в январе 1939 года в Якутске. Когда началась война, мне было два года, а моя сестра только появилась на свет. В то время мы находились дома с мамой, поскольку мои братья были на фронте. Старший брат учился в педагогическом институте на математическом факультете и показывал отличные успехи в учебе. Когда он ушел на фронт, тяжело заболел воспалением легких, поэтому его отправили домой, но до Якутска он, к сожалению, так и не добрался – скончался в больнице в городе Алдан. Отец привез его домой, здесь его и похоронили. Младший брат служил в Мукачево: выпускал в бой самолеты. Был серьезно контужен, но продолжил службу и после окончания войны, вернувшись домой только в 1947 году. Отец работал главным бухгалтером Верховного суда. Мы жили на улице Октябрьской, ныне называемой проспектом Ленина.
Наш длинный двор располагался за магазином «Токко» и продолжался до улицы Ярославского. В самом конце находился наш старый одноэтажный дом, разделённый на две половины. В другой половине жили моя тётя с мужем. Тётя — учительница русского языка и литературы — научила меня читать и писать, и в шесть лет я пошла в школу. Во дворе, помимо нашего дома, были два двухэтажных общежития. В одном из них жили работники театра, а в нижнем этаже одной квартиры этого общежития — семья Колодезниковых, чей отец погиб на фронте. Мы с их сыном Игорем дружили. В другом общежитии жили работники библиотеки. У ворот стоял продуктовый магазин, а рядом на улице продавались мороженое и лимонад. Однако мы покупали их очень редко, так как денег было очень мало. Помню, улица Октябрьская была покрыта деревянными чурками, по ней ездили маленькие автобусы и ходили лошади с телегами.
В год Победы - 1945 году я пошла в школу, расположенную напротив педагогического института. Ходила я с холщовой сумкой, в которой носила тетради, ручки с пером, чернильницу, учебники, непроливайку, бутылку с чаем с молоком и бутерброд — хлеб с маслом и вареньем или булочку. В школе был буфет, где продавали булочки и слойки с джемом. Очень редко я покупала слойку, так как денег у меня было немного. Некоторые одноклассники получали по булочке. У входа нас встречала дежурная баба Уля, на табуретке которой всегда лежали самодельные длинные конфеты. Иногда мама давала мне деньги, чтобы я купила у нее одну конфету. А еще в коридоре стояла кирпичная печь — очень горячая, к ней не разрешали подходить.
На больших переменах в коридоре включали патефон. В школе был строгий порядок. Всё вокруг было очень чисто: в классе на каждом ряду дежурили санитарки, следившие за порядком. После занятий уборщица ставила парты на бок и протирала полы. Парты были чёрные, с чернильницами и местом для ручки с пером. Часто в школу я приносила игрушку, и это не была кукла, а деревянная корова на колесиках, которую Любовь Ивановна Калинина разрешала класть в парту во время уроков и играть с ней только на перемене.
Еще помню, как между рядами проходили соревнования: оценивали дисциплину, оценки, чистоту и внешний вид. В конце урока всегда подводили итоги. Рядом с учебным заведением находились две бочки, куда мы приносили кости — их затем сжигали, получая удобрение. Так школьники вносили свой вклад в урожай.
Учителей я всегда вспоминаю с теплом. Мой учитель русского языка и литературы — Анна Ефимовна Акуловская — очень интересно проводила уроки, задавала много вопросов. На её уроках всегда было много желающих отвечать, так как все стремились проявить себя. Клавдия Федоровна Ларионова преподавала биологию и являлась завучем школы. Вольф Борисович вел пение и английский язык. На сборах дружины играл на пианино. Эти сборы проводились очень торжественно: вынос знамени, отчёты, подведение итогов, ребята все были в пионерских формах, пели песни и читали стихи. А на праздниках организовывали физкультурные номера. На таких мероприятиях участвовали все классы школы.
После войны цены на продукты начали снижаться, и это казалось удивительным — как Сталин умел одновременно поддерживать такую дисциплину и регулировать цены на них. Его смерть потрясла весь город: по улицам транслировалась новость, и многие выходили на улицы плакать. И мы тоже, почти весь наш класс плакал у кинотеатра «Лена».
Воспоминания о детстве и юности в послевоенном Якутске – это общая история о горожанах, их трудолюбии, стойкости и вере в светлое будущее. Эти годы оставили в моей памяти яркие образы родного дома, трогательные моменты школьной жизни и тепло сердца тех, кто окружал меня.