Хомус – музыкальный инструмент, который дошел до наших дней из глубины веков. Музыка варгана обрела свою историко – художественную и сюжетно – музыкальную значимость, т. к. на нем виртуозно играют, о нем слагают песни и стихи, созданы школы традиционного исполнительства, бережно передается из поколения в поколение творческий опыт, развивающийся законами музыки устной традиции.
В 2011 году 30 ноября Глава республики Егор Борисов подписал указ о праздновании Дня хомуса. И с тех пор якутяне отмечают 30 ноября как праздник хомуса.
День хомуса олицетворяет сохранение древних культурных традиций и является знаком мирового признания этого музыкального инструмента. Хомус известен жителям центральной части России под названием «варган», он занимает в культурной и духовной жизни Якутии особое место.
Представляем вашему вниманию интервью с Агнией Спиридоновной Жирковой, руководителем детских творческих коллективов, обучающей традиционной игре на хомусе.
- Расскажите о себе?
- Я, Агния Спиридоновна Жиркова, педагог династии Шишигиных, импровизатор – хомусист с 1990 года.
Сама родом из Мегино – Кангаласского улуса. Моя малая родина с. Табага Тарагайского наслега внесла свой огромный вклад в развитии хомусной музыки. Самобытный мастер – кузнец классического хомуса С. И. Гоголев – Амынньыка уус, известные хомусисты А.Е. Чичахов, С.С. Шишигин, Ф.С. Гоголева – все они мои земляки, выходцы из моей прекрасной родины.
Наша большая семья, дети, племянники – все выросли в «Хомус эйгэтигэр». Брат Спиридон Спиридонович Шишигин – виртуоз мира, автор 7 книг, младший брат Николай Спиридонович работал в течение 10 лет плодотворно директором Музея хомуса народов мира. Он был человеком с неиссякаемой энергией.
Мое предназначение – учить детей играть на хомусе, тем самым передаю из поколения в поколение традиционную культуру своего народа.
Работаю старшим педагогом дополнительного образования во Дворце детского творчества им. Ф. И. Авдеева г. Якутска.
- Как протекает Ваша работа в режиме самоизоляции?
Сначала в соответствии с постановлением правительства РФ от 01. 04. 2020 года сидела на больничном листе. С сентября научилась работать на платформе Zoom, спасибо коллеге Павлу Гурьевичу, нашему программисту. Благодаря ему, сейчас работаю в удаленном режиме, общаюсь с детьми.
Хомус - это музыкальный инструмент, где никак не получается синхронная игра при работе с группой, в этом плане трудновато… Недавно принимала участие в проведении онлайн – лектория образовательных курсов по линии Музея хомуса народов мира. По теме Коллективное (массовое) исполнительство на хомусе на опыте народного ансамбля «Этигэн хомус».
- Как работает ваша педагогическая мастерская?
В данный момент занимаемся вместе с выпускниками, их более 70 обучающихся. Ежегодно участвуем в различных конкурсах и фестивалях. Они с каждым годом прибавляют в мастерстве исполнения, раскрывают свои творческие возможности. Наш коллектив в 2019 году стал народным коллективом РС (Я). Работаем по утверждённой дополнительной общеобразовательной программе.
- Какие еще есть действующие проекты? И какие проекты Вы готовите?
Мы проводим республиканский детский конкурс «Чарующие звуки хомуса». В прошлом году провели 6 раз. Конкурс проходим с международным участием. Участвовали наши гости из Монголии.
В плане есть проекты, но пока не раскрываю…
- Как Вы считаете, сегодня хомус – это модно?
- На этот вопрос затрудняюсь ответь. В основном, молодым людям нравится играть по современному стилю игры. Но я, как педагог, рекомендую сначала начать с традиционного стиля игры. Затем человек сам выбирает свой стиль игры.
- С какого возраста можно или нужно обучать ребенка игре на хомусе?
По своему опыту, принимаю детей с 2-3 класса, в этом возрасте у детей зубы становятся крепкими. В детском саду просто надо организовать экскурсии в Музей хомуса, встречи с именитыми хомусистами, рассказать историю хомуса, разучивать народные песни.
- Какие существуют виды игр на хомусе?
- Традиционные приемы игры;
- Имитационный стили игры;
- Импровизационная игра;
Можно ознакомиться в книге С. Шишигина «Учитесь играть на хомусе», где очень хорошо, четко и ясно написаны методические рекомендации. Советую прочитать.
- Технические советы:
- Выбрать подходящий для себя хомус. Сейчас очень много мастер-классов проводятся. Главное, захотеть играть на хомусе, тогда все получится.
- Что для Вас хомус?
Это мое предназначение, видимо: учить детей играть на хомусе.
Игра на хомусе – вид традиционного искусства народа Саха. Музыка хомуса доступна практически любому ребенку, каждый может найти в нем много увлекательного и интересного, нужно лишь суметь задать живые струнки детской души, увлечь ребенка, зарядить его любовью к этому прекрасному искусству.
Задача педагога именно посредством игры на хомусе научить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у подростков развивался не только интеллект, но и душа. Пусть моя технология поможет в личностном развитии.
«Только тогда, когда возродится по – настоящему традиционная культура, народ саха будет процветать и будет жить не хуже, чем в развитых странах, ибо феномен высокого развития других стран объясняется не рынком, а высокой культурой труда. Потому что при любой системе человек, не обладающий внутренней культурой, не сможет работать творчески, добросовестно, как бы высоко ни был он образован». - Шишигин С.
Источники:
- Варган (хомус) и его музыка (Материалы 1 Всезоюзной Конференции, 1988 г.)
- Шишигин С. С. «Играйте на хомусе»