«С чего начинается Родина? – с картинки в твоем букваре!» такими словами начинается всем известная песня о Родине, на стихи М. Бернеса. Букварь знакомит нас с науками, искусством, культурой. Тексты знакомых каждому с картинками являются яркими воспоминаниями из детства и, несомненно, отражают языковую картину мира. Учебник для обучения грамоте, первое пособие по развитию речи и логического мышления у детей — иллюстрированный букварь — является также важнейшим средством воспитания и социализации.
На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи "Букварь" многие из них отсылают к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи "Азбука" обратно к букварю. Попробуем в этом разобраться.
Итак, азбука (по названию славянских букв аз, буки) имеет два взаимосвязанных значения:
Алфавит - совокупность букв, которыми пользуются при письме на том или другом языке. Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева. Остались буквы и сами буквари. Эта книга во все времена занимала своё особое место даже не столько в педагогической литературе, сколько в памяти людей, поколений. Прочие учебники забывались, букварь — никогда. Как не забывается детство. Выбросите ли вы фотографию, на которой запечатлены за партой в свои драгоценные семь лет, с раскрытым букварём и испуганным взглядом? С картинки в букваре начиналась для вас не родина, а иная, неведомая жизнь.
Интересно рассуждает на эту тему рижский энтузиаст Юрис Цыбульс, чья домашняя коллекция насчитывает около трёх тысяч букварей и азбук из 180 стран на четырёхстах языках и диалектах.
«В этой миниатюрной энциклопедии в наглядном и занимательном виде даются знания об истории, географии, культуре своего народа, — пишет Цыбульс. — Эта книга первоначального обучения является симбиозом педагогики и лингвистики. Разнообразие в мире букварей поражает. В букваре, как в капле воды, отражаются и требования и уровень эпохи. Он наглядно показывает, как у народа «работает голова» и как он думает о будущем своих детей». В нашем городе Якутске есть люди, которые коллекционируют, собирают буквари разных народов, это читатель библиотеки – филиала №10 «Ньургуьун» Зотова Вера Борисовна (Instagram@cbstulagino) и читатель нашей библиотеки «Встреча» Дьячковская Татьяна Михайловна.
Источники: