17 января отмечается день детских изобретений в мире для чествования юных гениев и побуждения любопытства к окружающему миру, применению творческого подхода при решении возникающих в жизни проблем.
Эта дата выбрана не случайно. В этот день родился Бенджамин Франклин – американский политик, который в раннем возрасте проявил выдающиеся способности и придумал плавательные ласты.
В 1752 году он предложил проект молниеотвода, впервые применил электрическую искру для взрыва пороха, получил патент на конструкцию кресла-качалки, в 1784 году изобрёл бифокальные очки.
В 1926 году 13-летний Бенки Бенсон стал автором эскиза Государственного флага Аляски.
В 1930 году, наблюдая за гимнастами Джордж Ниссен придумал батут, излюбленный вид отдыха наших детей.
В 18 лет Эйша Кхаре из Калифорнии придумала эффективные аккумуляторы для телефонов. Энергия в них заполняется очень быстро (всего 20-30 секунд), но при этом держится значительно дольше обычных. За это изобретение девушка получила международную премию для молодых учёных от компании Intel.
В 1922 году 18-летний Ральф Самуэльсон (США) изобрёл водные лыжи. И хотя Ральф не запатентовал изобретение, но Ассоциация воднолыжного спорта США официально считает его первым человеком, прокатившимся на водных лыжах.
В 17 лет Алиса Чавес (США) придумала детское сиденье с сигнализацией. С этим изобретением Алиса победила в школьном научном конкурсе, затем в течении трёх лет оформляла патент, а в настоящее время собирает средства для дальнейших разработок сигнализации «Горячее сиденье».
В 16 лет Вадим Хомич (Украина) придумал прибор для блокировки авто с пьяным водителем.
В 15 лет Луи Брайль (Франция) создал шрифт для слепых. В 5 лет он ослеп в результате воспаления глаз.
В 15 лет Фило Фарнсуорт (США) придумал электронное телевидение.
В 15 лет Джек Андрак (США) изобрёл прибор для диагностики рака.
В 15 лет Честер Гринвуд (США) изобрёл утеплённые наушники.
В 14 лет Дмитрий Резников (Россия) разработал зубную щётку для космонавтов. Это электрическая, не требующая использования воды щётка.
В 13 лет Жозеф-Арман Бомбардье (Канада) изобрёл снегоход.
В 13 лет Мэллори Кьювмен (США) придумала леденцы от икоты из сахара с яблочным уксусом.
В 13 лет Алсу Таржеманова (Россия) разработала пособие для инвалидов. Это книга, внутри которой пуговки, кармашки, крючочки и другие виды застежек для развития мелкой моторики детей.
В 12 лет Максим Лем (Украина) придумал робота-замерщика, заполняющего работу инженеров БТИ: сканирует помещение, измеряет площадь, составляет план и все данные передаёт в компьютер.
В 11 лет Фрэнк Эпперсон (США) изобрёл фруктовый лёд.
В 10 лет Сергей Валеев (Россия) собрал действующий протез руки из лего. Устройство работает на батарейке.
В 8 лет Блез Паскаль (Франция) доказал 32-ю теорему Евклида.
В 8 лет Анна Маерс (США) придумала средство для безболезненного снятия бинтов. Мазь, состоящая из мыла, лавандового масла и воды, позволяет размягчить повязки и уменьшить неприятные ощущения.
В Якутии тоже есть много детских изобретений: куртки нового поколения, согревающие в -50° мороза, роботы по очистке вентиляционных систем, тренажеры для силы хвата в мас-рестлинге, гуманная бойня.
16-летний Валерий Максимов со своими одноклассниками и руководителем создали теплообогревающую куртку, работающую на водородном топливном элементе, который может долгое время поддерживать температуру при отрицательных температурах с помощью ВТЭ (водородно топливный элемент). Таких курток сейчас мало и стоят они дорого.
Идея гуманной бойни тоже принадлежит Валерию Максимову. Это пневматическое устройство для забоя крупного рогатого скота.
Ежегодно в Якутии в начале января проводится конкурс проектов «Шаг вперёд», где дети защищают свои идеи и изобретения.
Ученицы Республиканского лицея-интернат Кунней Сергучева и Сардаана Егина работают над проектом «Робот по очистке вентиляционных систем». Три года назад Кунней начала изучать вентиляционные системы, причиной стало неприятные запахи в санузлах многоэтажных домов. Вместе с Сардааной они начали работу над созданием робота, который будет распознавать и очищать пыль, грязь, избавляя от запахов. Сардаана занимается программированием: «Моя задача настроить компьютерное зрение для робота, чтобы он мог найти повреждение в тыльных местах, мы должны смоделировать искусственный интеллект для робота».
Девятиклассник Арсений Колесов ученик школы №1 Якутска занимается в «Кванториуме» с его открытия – с 2017 года. Осенью прошлого года он начал работу по созданию тренажера для мас-рестлинга для улучшения силы хвата. Тренажер представляет собой деревянную палку с алюминиевыми цилиндрами, которые прокручиваются. В республиканской научной конференции «Шаг в будущее» Арсений за свою работу получил диплом второй степени.
Естественное стремление каждого ребенка – исследовать, экспериментировать и изобретать. Может быть поэтому детям так хорошо удаётся придумывать новые устройства и технологии. Задача взрослых – помочь им развить свои таланты и направить исследовательскую энергию в правильное русло.
Предложите отметить этот день каким-нибудь опытом, экспериментом, фокусом, наблюдением. Если ребёнок маленький, опыт лучше сделать вместе. А более старшим можно предложить придумать свой фокус. Главное условие – удивить всех.
Вот какие простые опыты можно сделать в домашних условиях:
Опыт 1. «Окрашивание воды»
Для опыта понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Опустите любые 2-3 предмета в воду. Видно хорошо? Да! Значит, вода прозрачная. Затем добавляем краску и наблюдаем, в какой воде краска быстрее растворится (в стаканчике с тёплой водой быстрее). Как будет меняться вода с добавлением краски? (становится более окрашенной).
Опыт 2. «Мешать – не мешать»
Сравните, добавляя краски двумя способами: 1 – не размешивая, 2 – размешивая. Какой стакан быстрее растворится? (при размешивании быстрее).
Опыт 3. «Куда исчезает вода?»
Поставьте стакан с водой на подоконник, отметьте фломастером уровень воды и наблюдайте за изменениями. Почему вода становится ниже отметки? (вода испаряется)
Опыт 4. «С крышкой-без крышки»
Поставьте две ёмкости; одну с крышкой, вторую открытую. Сравните, какой стаканчик быстрее испарится (открытая быстрее).
Опыт 5. «Поднять уровень воды»
Подумайте, как можно поднять уровень воды выше отметки не добавляя воды (положить тяжелый предмет).
Эти опыты можно продолжать в различных вариантах от простого к сложному. Главное, чтобы ребёнок удивился своим открытиям и тем самым запустить спуск изобретательства с малолетства. Постарайтесь удивиться и разделить детскую радость, а не отмахнуться, сославшись на усталость или занятость.
Вам помогут наши книги экспериментов и опытов, энциклопедии для малышей, ваше терпение, усилие, выдумка и тогда возможно, вы через некоторое время сможете гордиться успехами своего юного изобретателя. Приходите в библиотеку, наши книги готовы вам помочь.
Анастасия Сергеева,
библиотекарь II категории