Алексей Елисеевич Кулаковский – один из основоположников якутской литературы, просветитель, философ-гуманист, один из первых учителей Якутии, первый последовательный исследователь истории и культуры родного края по таким фундаментальным научным направлениям как экономика и социология, естествознание и этнография родился 4 (16) марта 1877 г. в IV Жехсогонском наслеге Ботурусского (ныне Таттинского) улуса.
В 1866 г. поступил в Чурапчинскую школу, был отличником учебы. В 1877 г. окончил реальное училище в Якутске. Из 19 поступивших в училище детей закончили его только четверо и лишь двое – Алексей и его друг Виктор Жуковский учебу закончили блестяще. Алексей вернулся домой, стал писарем в улусе и наслегах, занимался подрядным строительством, учительствовал.
Никогда не переставал сочинять стихи. Его первым произведением было стихотворение «Байанай алгыһа» («Благословение Байаная»), написанное в 1900 г. До этого никто из якутов никогда не записывал ни стихов, ни песен ввиду неграмотности и данное стихотворение явилось поводом зарождения якутской литературы.
Талант Кулаковского опирался на устное народное творчество и русскую классическую литературу. Во время своих экспедиционных поездок собирал пословицы и поговорки, легенды и былины, загадки, песни и олонхо в исполнении известных певцов. Более того, они были переведены самим Кулаковским на русский язык. Так, вышедшая в 2007 г. его книга «Үһүйээннэр, номохтор. – Легенды, былины» включает собранный автором материал с 1890 по 1924 гг., в т. ч. 24 переведенные на русский язык («Манчаары», «Дыгын», «Сотворение мира», «Основание Вилюйска» и др.).
Кулаковским была разработана подробная инструкция из 157 вопросов по сбору сведений о шаманизме, мифологии, народным обрядам и обычаям. Первым в Сибири создал научную классификацию флоры и фауны «Виды животного и растительного царств, известные якутам».
Все свои научные труды Алексей Елисеевич писал во время бесконечных скитаний, не имея под рукой никакой справочной литературы при свете лучины, свечки. Как написала внучка писателя Л.Р. Кулаковская в книге «Кулаковский А. Труды по якутскому языку», он «замерзал, голодал, 7 раз тонул в северных реках, встречался с медведем-шатуном. И все во имя процветания родного народа».
Его очень уважали за кругозор, скромность, простоту в общении. Он ратовал за строительство ремесленных, производственно-технических школ, обучение детей на родном языке. Говорил об открытии общественных библиотек, о создании художественной литературы.
Был великим путешественником. Работал, изучал, побывал во всех уголках необъятной Якутии. Во времена бездорожья, отсутствия техники добирался до места на собаках, лошадях, оленях и пешком. Весь свой путь фиксировал и если сложить маршрут, то Алексей Елисеевич обогнул земной шар два с половиной раза.
Поэтическое наследие писателя – вершина литературы народа саха, где особое место занимает написанная в 1910 г. поэма «Сновидение шамана», где он обрушивается с резкой критикой на колониальную систему империализма, разоблачая грабительскую политику по отношению к покоренным народам. Поэма написана в форме шаманского пророчества с камланием. Белый шаман Өксөкү облетел весь земной шар, видит, изучает, сравнивает как живут люди в этих больших и малых странах. Сильные, большие государства, народы колонизируют малые народности, шаман беспокоится о судьбе своего народа, ищет пути выхода из ситуации.
Свои думы, беспокойства Кулаковский решил открыто написать в 1912 г. будучи в Качикатцах в Письме «Якутской интеллигенции» и первый раз подписался под псевдонимом Өксөкүлээх Өлөксөй.
По версии ученых письмо «Якутской интеллигенции» было подготовлено, написано к съезду инородцев, который должен был состояться 25 августа 1912 г. Но так как съезд решили посвятить к 300-летию царствования династии Романовых, делегатами были чиновники областной администрации, деятели православного духовенства, тойоны различного ранга зарождавшейся буржуазии. Приглашены были и местные видные интеллигенты, в том числе Кулаковский, избранный в состав секретариата. 35-летний молодой человек исколесил всю Якутию, был уже известным ученым-историком, лингвистом, этнографом, признанным поэтом. Надеялся, что на съезде будут говорить о тревожном положении области, хотел, чтобы прислушались к его речи и наметили планы по спасению народа от вымирания. Но в первый день съезда все выступающие говорили, что династия Романовых отечески заботится о якутах, эвенах, эвенках и других народах, населяющих Ленский край, желали процветания династии Романовых. И Алексей Елисеевич воздержался от выступления, отказался от участия в работе съезда и выехал последним пароходом в Вилюйский улус. Там в 1912-1914 гг. преподавал в училище.
Впервые Письмо было напечатано в 5-м номере журнала «Полярная звезда» за 1990 г. Отдельной книгой вышло в 1992 г. при содействии профессора Г.П. Башарина и хотя вышло тиражом в 25000 экз. в настоящее время является библиографической редкостью.
Что же предвидел А. Кулаковский в своем Письме? Представьте себе положение якутского края в далеком 1912 г., ведь Письму нынче в мае месяце исполнится 110 лет и что изменилось, прав ли был великий философ в видениях о будущем своего народа? Социально-экономическая, культурная и политическая отсталость Ленского края, низкий уровень развития общественной мысли местного населения. В Письме были затронуты глобальные стратегические проблемы развития Якутии. Автор не только говорил о настоящем реальном факторе, но и анализировал внешние факторы, обладал прозорливым мышлением. Предвидел предстоящую войну, революцию, социальные процессы. Ведь тогда обсуждалось предложение Столыпина по крестьянской колонизации северных районов Сибири. Планировалось отправить из России 2 млн. человек.
Алексей Елисеевич предполагал, что пришлое население займет территорию местного, поэтому искал механизмы ограничения миграции. По мнению автора население России состоит из грамотных, культурных и безграмотных.
Само Письмо состоит из двух частей:
Ч. I Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов.
1. Борьба за существование. Переселенческая политика царизма
2. Проект переселения якутов на Крайний Север
3. Угроза надвигавшейся I мировой войны
Ч. II Соображения относительно культивизации Якутии.
1. Землепользование
2. Земледелие
3. О рыбе
4. Скотоводство
5. Школа и общественная жизнь
6. Экономическое положение и предприятия
7. Источники дохода
Автор в Письме убедительно доказывает, что местное население идет к вымиранию от алкоголизма, табакокурения, картежной игры и призывает народ освободиться от этих дурных привычек. Слово «культура» применяет в широком смысле – это и общее развитие, уклад жизни, повышение состояния уровня жизни каждого.
Чтобы выжить по какому пути идти, сделал анализ с экономической точки зрения и предсказал, предложил направления, как построить жизнь.
Таким образом, Письмо «Якутской интеллигенции» - это программа с конкретными предложениями развития в условиях перехода от аграрного типа к рыночной экономике.
В 1916 г. Алексей Елисеевич создал стихотворение «Арыгы» («Водка»), которое написано в стиле якутского эпоса – олонхо, отражает беспокойство об угрозе алководья, алкоголизации на просторах Сибири. Произведение, написанное 106 лет назад, и сегодня есть образец поэтической антиалкогольной пропаганды и не потеряет актуальности никогда!
Есть в «Моей библиотеке» сборник стихов и поэм А. Кулаковского «Песня якута», изданный в 1977 г. в Москве, там найдете стихотворение в переводе Владимира Солоухина «Оборотень». Согласитесь с мыслью поэта, что условия, уклад жизни народа саха не предполагал потребление алкоголя, ценились охота, рыбалка, ведение круглый год хозяйства; что каждый должен ценить жизнь и все зависит от самого человека.
В1924 г. будучи в Сеймчане закончил поэму «Наступление лета». Процесс работы (работа над поэмой длилась 17 дней) автор упомянул в «Сеймчанском дневнике». Произведение состоит из 6 разделов: «Таянье снегов и ледоход», «Насекомые, птицы, животные», «Гром. Дождь», «Земля зеленеет, трава растет», «Участь скота и людей», «Праздник в честь наступления лета».
Герой поэмы с радостью делится эмоциями, мыслями о приходе весны, таянью снегов, ледоходе; рад ожившим насекомым, возвратившимся с юга птицам, пережившим лютый холод зверям и животным, а гром и дождь воспринимает как очищение, благословение. Рад зеленой траве, цветам; людям, подумывающим после долгой зимы, что «близится переезд в летние жилища свои». В завершении поэмы читатель с великим удовольствием узнает, как устраивал народ саха праздник ысыах в честь наступления лета.
В предисловии к эксклюзивному изданию «Сеймчанский дневник А.Е. Кулаковского 1923-1924 гг.» внучка великого мыслителя – заслуженный работник культуры РФ и РС(Я) Раиса Реасовна Кулаковская написала: «А.Е. Кулаковский по пути в Якутск 21 июля организовал первый в истории Оймякона праздник наступления лета – ысыах, поставил три сэргэ (праздничную коновязь), которые сделал сам. Об этом рассказала статья в газете: «Участвовали в ысыахе около 100 человек, исключительно средняки и бедняки края. Ысыах прошел весьма весело и оживленно благодаря искусному и талантливому руководителю А. Е. Кулаковскому».
В 1926 г. Алексей Елисеевич был избран от ЯАССР делегатом I Тюркологического съезда в г. Баку, по пути простыл и заболел. После трех операций умер в г. Москве 6 июня 1926 г. в возрасте 49 лет. Похоронен на Даниловском кладбище.
В фонде «Моей библиотеки» есть книги А.Е. Кулаковского на якутском, русском языках. Приходите!
Матрена АРГУНОВА,
главный библиотекарь
Детской библиотеки –
филиала №15 «Моя библиотека»