Библиотеки участвуют в формировании особой среды, ведь это не только учреждения, собирающие и хранящие памятники письменности и произведения современной печати, но также прогрессивные информационные, научные и социально-культурные центры, играющие важную роль в жизни социума. Помимо печатного документа, здесь в центре внимания также всегда находится и личность, посетитель.
Наиболее статусным и знаменитым библиотекам посвящен цикл документальных фильмов проекта «Фабрика памяти: библиотеки мира». Автор идеи, сценарист и ведущий — Александр Николаевич Архангельский, известный литературовед, критик, историк, писатель, профессор Высшей школы экономики, автор многочисленных информационно-аналитических передач, публицистических статей, хрестоматий и учебных пособий по литературе.
Авторский коллектив проекта побывал в крупнейших библиотеках России, Франции, США, Германии, Китая, Италии, Финляндии, Египта, Албании, Турции и др., сняв о каждой из них познавательную передачу, в которой культурное учреждение раскрывается в первую очередь через историю конкретной страны.
К примеру, Александрийская библиотека в Египте представляет собой настоящий культурный комплекс, включающий еще и три музея: историко-архивный, античный и музей манускриптов, здесь также функционирует свой оркестр, театр, существуют специальные программы, чтобы преподавать детям разные виды искусств.
Центр им. Жоржа Помпиду в Париже совмещает библиотечное пространство с современными выставочными площадками. Идея такого рода соединения хорошо сработала: востребованность центра довольна высока — это третья по посещаемости достопримечательность города после Эйфелевой башни и музея шедевров мирового искусства Лувр. Три этажа библиотеки предоставляют пользователям разнообразную художественную и учебную литературу, аудиозаписи и видеоматериалы, и в целом представляют собой некий образ «информационного общежития».
Самая крупная парламентская «фабрика памяти», Библиотека Конгресса США, содержит одну из крупнейших зарубежных коллекций по русской истории и культуре в мире. В ее основе лежит частное собрание красноярского купца и книголюба Геннадия Васильевича Юдина, продавшего свою коллекцию в 1906 г. (всего около 80 тыс. томов). Также жемчужиной русского собрания являются цветные фотоработы личного фотографа царской семьи Сергея Прокудина-Горского. Примечателен тот факт, что в течение 35 лет в Славянском департаменте Библиотеки Конгресса работал и наш соотечественник, библиограф, библиотекарь Михаил Зиновьевич Винокуров, трудившийся в 1918–1919 гг. в Якутской городской публичной библиотеке, а в 1919 г. эмигрировавший в Японию, а затем в США.
Из отечественных была показана работа государственной и национальной библиотек, Библиотеки Российской академии наук, Вологодской областной универсальной научной библиотеки, Научной библиотеки Томского государственного университета и других. Из передачи о Российской национальной библиотеке, расположенной в г. Санкт-Петербурге, мы узнаем, что библиотекарям в 18 веке полагалось носить мундир синего цвета, в состав библиотечной формы входила даже шпага.
Помимо общедоступных, зритель также может познакомиться и с самыми закрытыми национальными хранилищами, такими как Апостольская библиотека Ватикана и Институт древних рукописей Матенадаран им. св. Месропа Маштоца (Республика Армения).
«Все везде по-разному, — рассказывает Александр Архангельский. — В Китае и Германии по утрам в библиотеку стоят очереди, а днем невозможно найти свободное место. И это в основном молодежь. Во Франции место в Национальную библиотеку бронируется из дома, по Интернету (и вы не сможете сесть там, где захочется; билетик, как в кино или театре, с указанием ряда и стула); здесь больше зрелых людей… Постепенно идет оцифровка, информация выкладывается в Интернет, но полная цифровая эволюция завершится нескоро, так что ходить в читальные залы все равно будут».
Предлагаем и вам посмотреть документальные фильмы проекта, рассказывающие о библиотеках через отсылки к истории страны, города, библиотечной профессии, воспоминания постоянных читателей, а также через авторский взгляд ведущего. Цикл передач был показан на канале «Культура», в данное время выпуски доступны в сети на платформе телеканалов и радиостанций ВГТРК «Смотрим», а также на YouTube.
Источники:
Изображения:
С.В. Попова