Якутия богата историческими личностями, они представляют все многонациональное население республики, и их роль должна освещена… Сегодня хотим рассказать вам о человеке, который занимает особое место в истории литературы.
Одним из таких личностей является Афанасий Яковлевич Уваровский, чьё имя присвоено нашей библиотеке. Кто он такой? А Я. Уваровский -первый якутский писатель, автор первой книги на якутском языке, имеющей безусловные художественные достоинства, и это его заслуга никогда не должна быть забыта якутским народом. Изучением жизни и деятельности А.Я.Уваровского свыше сорока лет занимался известный писатель и исследователь Н.А. Габышев. В 1995 г. вышла его книга «Афанасий Уваровский и его «Воспоминания». Благодаря подвижническому труду Н.А. Габышева и его нынешних последователей мы теперь много знаем о жизни и деятельности этого замечательного человека.
Афанасий Яковлевич Уваровский родился в 1800 г. в крохотном городке Жиганске (в центре нынешнего Жиганского улуса Республики Саха (Якутия), где тогда жило всего около 30 семейств, 14 служащих). Отец его Яков Михайлович был из казачьих детей. По некоторым данным можно предположить, что он также являлся уроженцем Якутии, родился в 1742 г., умер в 1805 г. (возможно, в 1806 г., сам А.Я. Уваровский в «Воспоминаниях» пишет, что отец, якобы, умер в 72-летнем возрасте, но в данном случае он мог ошибиться по малолетству). 15 января 1759 г. Яков Михайлович поступил на службу. За свою долгую, свыше 40 лет, службу он выполнял, как видно из послужного списка, самую разнообразную и очень ответственную работу: был комиссаром ясачной казны, комиссаром в Олекминске, в 1707-1805 гг. в Жиганске комиссаром земского суда, капитан-исправником. В 1780 г. он стал дворянином. Как и сын впоследствии, Я. Уваровский отлучался из дома по 8-9 месяцев в году в дальние изнурительные поездки, 3 раза ездил в дальние длительные командировки за пределы Якутии по доставке ясачной казны и провианта: в 1762 г. в Москву, в Сибирский приказ, в 1780 г. в Иркутск, в 1769 г. доставил охотский казенный провиант. Действительно, как справедливо замечает М.И.Шадрина, Яков Михайлович Уваровский служил России и Якутии «верой и правдой». Это был далеко не рядовой труженик, ведь не зря ему доверялась ясачная казна России» (Афанасий Уваровский: гуманист и просветитель. Якутск, 2000. С. 12). Это был глубокий и тонкий знаток края, быта, материальной и духовной культуры местного населения, о чем свидетельствует одно из первых этнографических «Описаний быта и нравов народов Якутии, сочиненное в г. Якутске в 1768-1769 гг.», соавтором которого является Я.М.Уваровский. Зная по литературе тогдашнюю языковую ситуацию, можно с уверенностью утверждать, что Я.М. Уваровский знал язык и фольклор якутов. Об этом также говорит текст упомянутого «Описания», где зафиксированы якутские слова, обозначающие этнографические реалии удивительно точно, что свидетельствует, что авторы «Описания» хорошо владели якутским языком.
Родословная А.Я. Уваровского по матери
Мать А.Я. Уваровского была из древнего Умсанского рода из местности Киллэм (пригорода г. Якутска). Дело в том, что в XVII в. на территории Тулагинского наслега жили два рода: Умсанский и Тулагинский. Якут из Умсанского рода Кисикей Сахалтин съездил в Москву, где принял крещение. После крещения он стал Леонтием Львовым и в 1677 г. был зачислен в сыны боярские со всеми привилегиями. От него ведется родословная А.Я.Уваровского по материнской линии (см. выше).
В своих «Воспоминаниях» А. Уваровский посвятил матери самые искренние, глубоко волнительные страницы. Похоронив 12 детей и любимого мужа, мать Афанасия души в нем не чаяла, и сын отвечал ей такой же нежностью. Это была одаренная от природы, наделенная всеми добродетелями, мудрая, прозорливая женщина. Кристально чистый, глубоко набожный благочестивый, живший по заветам Священного Писания святой человек. По общему признанию, страницы, посвященные светлому образу матери, по эмоциональной выразительности являются вершиной и украшением сочинения А. Я. Уваровского и вносят сильную лирическую струю. Вот несколько строк, посвященных обожаемой матери: «Она была очень благочестива; до дня своей смерти она не сказала ни одного некрасивого слова, также ни один голодный человек не вышел из ее дома, не насытившись; так как она была готова по- мочь бедным людям, обычно в ее доме никогда не оставались 100 рублей целыми и десяти дней... Вследствие этого она слыла добросердечной женщиной чистого правдолюбия. Кто ей одалживал, стыдился напоминать о долге; кто радовал ее каким-либо добрым делом или услугой, считал себя в тот день осчастливленным» (с. 31). Из завещания матери: «Ты остаешься теперь совсем один под солнцем, образ моих мыслей ты знаешь полностью; не отходи от моего обычая. Этот обычай будет радовать твое сердце, сколько бы тебя ни постигало несчастье. Не забывай помогать людям своим имуществом, советом, трудом: таким должен быть человек» (с. 37). Обрисовав с большим состраданием и болью болезнь и смерть матери, сын восклицает: «Добрая мама! Ты не видела под этим солнцем ни одного дня без нужды, ты не жила счастливой жизнью: твоим счастьем были единственно твои добрые дела. Во время твоей жизни я не преступал твоих желаний, и я не помню также, чтобы я сердил твое доброе сердце. Ты постоянно являешься мне в моих снах, и в этих моих снах ты рассеиваешь мои скорбные мысли и одобряешь меня. Это единственное благо, которым я живу и счастлив. Незабвенная матушка! Молись за меня, если твоя сила достигнет подножия светлого места верховного творца!» Даже эти отрывки красноречиво свидетельствуют (следует учесть, что подобные слова написаны почти через четверть века после смерти матери!), что на формирование личности А.Уваровского, его жизненных принципов решающее влияние оказала эта незаурядная якутская женщина. Из «Воспоминаний» А.Я. Уваровского и его послужного списка пред нами встает образ гуманной, добросердечной, честной, справедливой и исключительно трудолюбивой личности.
Детство, отрочество и юность А.Уваровского прошли в гуще якутского населения. В своих «Воспоминаниях» он довольно подробно описывает, как он с детских лет научился всему тому, чем занимались якуты, да так, что он ни в чем не уступал «любому якутскому герою»: смелый наездник, что он стрелок, заядлый охотник и рыбак. Он даже научился, едва взглянув, безошибочно определять качество рогатого скота и лошади. Учитывая все это: семейные традиции, воспитание матери и тогдашнюю обстановку читатель верит таким словам А.Уваровского: «... Якуты любили меня как свое дитя, и я тоже полюбил их от всего сердца. Любя их так, я в совершенстве выучился их языку, в совершенстве познал образ их жизни, слушал очень охотно их олонхо, песни, загадки и древние былины, с удовольствием ходил на их праздники, свадебные пиры и народные собрания, принимая участие в их играх, которые они устраивали летом» (с. 32). Далее он пишет: «... Меня неимоверно любили не только мужчины, но все якутские старушки, молодые женщины и дети. После того как таким образом побудил якутов полюбить меня и добился их доверия, мне было невозможно поступать против у их образа мыслей, даже если бы я был склонен и желал этого» (c. 33).
Работы Уваровского, его жизнь и творческое наследие имеют историческую ценность для нас и будущих поколений. В целях повышения информированности пользователей и увековечения памяти исторической личности, хотим, начиная с данной статьи, периодически делать выпуски об А.Я Уваровском. Пусть прекрасный завет Уваровского жить в добром согласии, мире и дружбе будет для нас светлой дорогой в жизни.
Использованная литература:
1. Якуты: легендарные и исторические личности /Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманит. исслед.; [сост. и авт. предисл. к. и. н. Е. П. Антонов; отв. ред. д. и. н., проф. В. Н. Иванов; фот. и репрод. А. И. Винокурова]. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. - 251, [1] с.: портр.; 25 см. I. Антонов, Егор Петрович, сост. II. Институт гуманитарных исследований (Якутск). - 1.
2. Государственные и политические деятели - СахаУваровский А.Я. Ахтыылар: хомуйан оҥордулар Ю.И. Васильев, Л.В. Жожикова; Сахалыыттан немецтии тылб. О.Н. Бетлингк; Немецтииттэн нууччалыы тылб. В.И. Рассадин; Нууччалыы тылбааһы редакциялаата Е.И. Коркина. – Дьокуускай: Бичик, 2003. – с.79-82
3. Габышев, Николай Алексеевич. Афанасий Уваровский и его «Воспоминания». (Биографический очерк): Пособие для учителя / Вступит. статья Н.Н.Тобуроков/ Худ. М.Г. Старостин. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. — с.36