Микрорайон Залог – один из самых старинных и исторических мест города Якутска. В своих постройках он удивительным образом сохранил «деревянный» Якутск и принадлежит к его богатому историческому наследию. Сегодня мы продолжаем цикл статей под общим названием Мистический Залог.
Чароит (Театр Эстрады)
В профессиональных кругах оно называется Здание Якутского кафедрального Троицкого собора, но в народе – Чароит, как когда-то назывался банкетный зал, располагавшийся там же. Сейчас Театр Эстрады переехал в здание бывшего клуба Европа и благополучно функционирует.
Троицкий кафедральный собор — второе каменное здание в Якутске, оно было построено сразу после возведения Воеводской канцелярии. Первая Троицкая церковь была семиглавой и деревянной и располагалась в остроге, а точнее, в одной из ее угловых башен. 1701 г. Пожар уничтожил храм и все его имущество. Тогда горожане приняли решение восстановить ее, но уже в каменном варианте. Воеводы отец и сын Шишкины послали прошение на Высочайшее имя — императору Петру I. Царь разрешил строительство первого на северо-востоке России каменного собора за счет государственной казны, сделав для нашего города исключение, ведь не секрет, что в те годы строился Санкт-Петербург, и молодой монарх запретил возводить в Российской империи какие-либо каменные здания.
В 1 708 г. начали возводить храм. Строили 20 лет.
После революции Собор был закрыт. В 1929 году с собора сняли купола, разрушили колокольню и разместили в здании Национальный театр.
Здание было перестроено, утеряны некоторые архивные документы. Долгие годы оно стояло заброшенным, пока его не увидел директор Якутского театра Эстрады Василий Филиппов. Труппа была без помещения, поэтому за восстановление пустого здания взялись с особым усердием. В нем жили и актёры какое то время. Там же находился и долгое время работал ресторан «Чароит».
Не всем слухам можно верить, но интересно узнать, что говорили об этом здании раньше:
Невидимые птицы. Один человек, который там ночевал в бытность ещё здания «Чароит», слышал как ночью кричат гуси и куры, но самих птиц очевидец так и не увидел.
Схрон с оружием. С северо-восточной стороны двора, рядом с воеводской канцелярией, в 1950-е закопали винтовки и карабины, которые использовали в Якутском драмтеатре вместо бутафории. Привезли бутафорские легкие макеты. А настоящие винтовки, да пистолеты схоронили от греха подальше.
Самым известный артистом театра Эстрады была яркая Екатерина Захарова – уникальный самородок, которую ещё при жизни называли «Саха күөрэгэйэ», что переводится с языка саха как якутский жаворонок. Судя по воспоминаниям старожилов, она была милой, доброй и очень одаренной девушкой, мечтавшей получить профессиональное образование.
Екатерина была гордостью и надеждой якутского театра. У нее был самый яркий, красивый и многообещающий голос. Её ждало блестящее будущее оперной певицы.
Она ушла из жизни совсем молодой – ей было всего 25 лет. С её смертью связывают 2 легенды: 1 – роковая роль. Она играла демоницу Кыыс Кыскыйдаана, и по слухам, роль повлияла не её характер. Она скончалась в том же году.
По другой версии, она с коллегами гастролировала по Республике. В грузовой машине было весело – все пели, и когда они начали подъезжать к горе Чочур Муран, вместе с ней стал петь чужой, мужской голос, он словно тягался с ней в исполнении. Старый актёр, наблюдавший всё это, сказал ей, что теперь она обязана победить – ведь с ней вступил в схватку сам дух горы. Но перепеть его Захаровой не удалось – девушка закашлялась и замолчала, и тогда из-за горы раздался страшный хохот.
В том же году девушки не стало: туберкулез, из-за которого она бросила учебу, вдруг вспыхнул с новой силой, и организм, ослабленный военным голодом, да ещё и в отсутствие лекарств и должного ухода, не смог противостоять тяжелой болезни.
Как вспоминают очевидцы, хоронили певицу в ясный солнечный день, во время панихиды со стороны Чочур-Мурана вдруг взметнулся сильный вихрь и, три раза обойдя гроб с телом артистки, улетел обратно. Возможно, это был дух горы, забравший душу молодой певицы. А иные считают, что в день похорон даже природа взбунтовалась против такой великой потери: несколько минут бушевал сильный ветер, ураган. Об этом писал в своем стихотворении «Последний путь Е.А.Захаровой» («Е.А.Захарова тиһэх суолугар») поэт С. Р. Кулачиков–Эллэй.
Через некоторое время добровольно ушёл из жизни и самый преданный поклонник Екатерины. О нём известно мало и история схожа с парижской трагедией о горбуне и красавице-цыганке Эсмеральде. Это был технический работник театра с физическим очевидным недугом, который был безнадёжно влюблён в Куорэгэй. Он всегда наблюдал за ней, за её репетициями, подготовками к выступлениям, при этом оставаясь в тёмных уголках театра, подсматривая из щелей и трещин, высверливая в стенах незаметные дырочки для обзора, не смея тревожить музу своим присутствием. И, если она забывала где-нибудь, к примеру, туфельки и восклицала, что потеряла их, то он быстро эти вещи находил, используя свои тайные лазы и незаметно подсовывал потерянную вещь на видное место. Рассказывают, что когда разбирали театр при ремонте, было найдено множество лазов и тайных ходов, сделанных этим работником, но когда певицы не стало – он также не захотел продолжать жить в мире без своего кумира – и ушёл из жизни сам.
Через некоторое время после смерти Екатерины Захаровой в театре стали слышать ее пение, некоторые даже видели ее фантом. Посоветовавшись со стариками, решили наведаться на могилу девушки и увидели, что она была разрушена, раскопана. В те страшные голодные годы бесчеловечные мародеры раскапывали могилы зажиточных или известных людей, воровали драгоценности и хорошую одежду и продавали. Кому-то, видимо, взбрело в голову, что у известной певицы должны быть золотые украшения и дорогие наряды. Но какие могли быть дорогие украшения в голодное военное время у одинокой незамужней девушки, воспитывающей сестренку и брата? После того, как могилу привели в порядок, дух покойницы перестал наведываться в театр и беспокоить своим пением бывших коллег.