Настоящий наставник: Ия Васильевна Никитина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Настоящий наставник: Ия Васильевна Никитина
Статья
31.08.2023

Настоящий наставник: Ия Васильевна Никитина[16+]

Просмотры: 609

Сразу возникает вопрос: «Почему настоящий? А другие, о которых писалось в предыдущих выпусках цикла, они что, ненастоящие?» Поясню, что в нашей ЦБС никогда не было института наставничества. Подспудно многие из опытных работников помогали, советовали, ненавязчиво наблюдали за потенциалом и достижениями молодых сотрудников. Я предлагала активно заниматься профориентацией в городских школах по нашей библиотечной профессии. Предлагала брать выпускников сразу после школы, прикреплять к ним наставников, и, если есть толк, то направлять их на обучение в профильные вузы.

Директор Михаил Николаевич Яковлев не был против подхода по привлечению кадров из городских школ в столичную библиотечную систему. И такой случай представился. В августе 1986 года меня вызвали в кабинет директора, там сидела миловидная девочка с внешностью сахалярки, но с якутским именем Ньюргустана. Она была выпускницей школы № 27 и желала получить профессию библиотекаря. В новой сотруднице мне понравились ее целеустремленность и готовность к обучению у опытных работников. В «Белинке» появился первый официально назначенный наставник, им стала главный библиотекарь абонемента Ольга Семеновна Попова (в будущем Мордовская).

Но вскоре по разным причинам произошла замена наставника. Выбор пал на молодого сотрудника Ию Васильевну Никитину, выпускницу Пермского государственного института культуры, проработавшую у нас только два года после окончания. Вот она и стала настоящим наставником молодого специалиста. Казалось бы, что ей еще самой бы набираться опыта практической работы, но я обратила внимание, что в ней не было той робости и страха новичка, а лишь готовность все выслушать, запомнить, что непонятно — спросить, уточнить, а затем выполнить на добротном профессиональном уровне. В отношениях с коллегами она была выдержанной, могла прислушаться к другой точке зрения, взять на заметку что-то рациональное, никогда не давила на коллегу знанием и авторитетом.

Я исподволь наблюдала за ними: они мирно общались, никаких выяснений отношений, жалоб со стороны наставника. Однажды заметила, что Ия Васильевна была беспрестанно в работе: обслуживала читателей взрослой кафедры, разносила сданные книги, не подкапливая их до вечера, подбирала в минуты затишья книги к плановой выставке, работала с формулярами задолжников, выполняла справки, помогала читателям в поиске книг в фонде. А что же подопечная? Она в это время сидела за кафедрой и не помогала. На мой резонный вопрос о привлечении к внутренней работе молодого сотрудника я получила такой ответ: «Да, могла заставить, пожурить, но хотелось бы, чтобы она сама поняла, что смена — это командная работа, и чем слаженнее мы будем помогать друг другу, тем легче и качественнее будем действовать, все успевать, а завершать работу будем с чувством удовлетворения хорошо отработанного дня». Не скрою, меня восхитила Ия Васильевна. Все так просто — «посмотри на меня, делай как я». На любых участках работы с коллегами ее принципы общения были неизменными — без диктата и нажима, она превращала их в единомышленников, делающих общее дело.

Вот что говорит об Ие Васильевне как об учителе Екатерина Дмитриевна Волкова, на данный момент ведущий библиотекарь библиотеки «Созвездие»: «Она не была классическим наставником или учителем. Я стала работать в тесном контакте с ней, когда сама была уже состоявшимся специалистом. Так получилось, что в нашем производственном и творческом тандеме Ия Васильевна всегда играла первую скрипку, но никогда не подчеркивала это. Она была руководителем, но всегда брала меня в свои соавторы. И даже когда мы осваивали с ней что-то новое и было трудно, Ия Васильевна никогда не выказывала растерянности, неудовлетворенности. В ее задачи как руководителя входило включение совместного процесса осмысления. И в этом контексте мы были партнерами. Конечно, работа с ней меня многому научила, будь то сектор муниципальной информации, первые шаги по выпуску нашей газеты «Белинка plus» или запуск работы нового краеведческого отдела. И везде она шла на шаг впереди, но при этом делая нас единомышленниками, партнерами. Чему я научилась у Ии Васильевны: знать, что первым быть всегда трудно, не жаловаться, не опускать руки, думать, искать решения и рождать новое. Работая вместе с ней в краеведческом отделе и имея методические функции по краеведческой работе ЦБС, я научилась у нее методу системного подхода. Так был разработан проект «Yктэл» с комплексным планом развития городского краеведения. Именно тогда зародилось такое явление, как специализация библиотек-филиалов нашей ЦБС. Системный подход очень пригодился в моей дальнейшей работе уже в филиале «Созвездие». И я до сих пор вспоминаю уроки Ии Васильевны, которые я хорошо выучила. Пользуясь тем, что 2023 год — Год педагога и наставника, выражаю свои слова благодарности за совместную работу, желаю творчества и поиска нового. Очень важно иметь умного, мудрого наставника в профессии, тогда и работа будет в радость».

Вот такие люди, как Ия Васильевна Никитина, и есть украшение, пример, память нашей ЦБС.

P.S. Кстати, спустя какое-то время появился второй такой случай, когда приняли на работу выпускницу Табагинской средней школы, симпатичную Лену Баканину. Ее наставником стала заведующая Ольга Сергеева Ковтун, заведующая филиалом № 20. Лена окончила Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусства, стала асом библиотечного дела, не изменила профессии. Так что выражение «Учитель, воспитай ученика» — это про нас, про нашу ЦБС.

Галина Платоновна Иванова

Смотрите также