Точка эпохи: Кинотеатр «Лена»
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Точка эпохи: Кинотеатр «Лена»
Другое
08.02.2022

Точка эпохи: Кинотеатр «Лена»

Просмотры: 2749

К 100-летию ЯАССР, библиотека – филиал №3 «Мир приключений» на странице сайта cbsykt.ru будет публиковать статьи о самых интересных и значимых точках Автодорожного округа, история которых началась в эпоху ЯАССР.

 Сегодня «точкой эпохи» будет кинотеатр «Лена».

фото 1 jpg

Без кинотеатра «Лена» нельзя представить жизнь города Якутска. Кинотеатр «Лена» ассоциируется у горожан с молодостью, беззаботной студенческой жизнью. Это первое свидание, неспешные прогулки вдоль Теплого озера.

Конечно у «Лены» своя история, которая началась в 1963 году в деревянном районе г. Якутска – Залоге. Вот как вспоминает об этом Николай Николаевич Еловский, который родился и всю свою жизнь прожил в микрорайоне Залог города Якутска: «Раньше был кинотеатр «Заложный», который располагался на улице Чепалова. Это было деревянное здание, говорили, что это дом купца. А на месте кинотеатра «Лена» располагалась «Булочная», куда я бегал вместе с мальчишками. Рядом была водокачка, откуда я каждый день таскал воду. Потом это место огородили и началась стройка. Строили долго и только в 1964 году кинотеатр открылся». Читатель, конечно, заметит, что есть разница в упоминании года открытия кинотеатра, и это правильно. Но в словах Николая Николаевича есть официальное подтверждение. Давайте окунемся в историю.

 Кинотеатр «Лена» был построен в 1963 г. как замена кинотеатру «Заложный». И можно представить, какое это было событие для города и горожан. В деревянном Залоге современный широкоэкранный кинотеатр со стереозвуком  и залом,  вместимостью 520  человек!  Первый сеанс состоялся 31 декабря 1963 г. специально для строителей и архитектора кинотеатра. Официальное открытие состоялось 5 января 1964 года показом кинокартины «Петр I».

Вот так началась история «Лены». Он жил вместе со страной, со всеми ее трудностями и победами. Это «золотые» 70-е, годы стабильности и относительного экономического благополучия в СССР в 80-х. Пережил развал страны в 90-х и вступил в 2000-е, в новый XXI век.

За все эти годы кинотеатр стал родным для горожан, люди по-прежнему любят смотреть фильмы на большом экране, походы в кино остаются популярным развлечением для всей семьи. Но особенно родной он для людей, которые в разные годы работали в кинотеатре.

фото 2 Романова А.Д. 1979 г. Замдиректора кт Лена.jpeg    

Романова Анна Афанасьевна. 1979 год. 

заместитель директора кинотеатра "Лена"


  ФОТО 3 1986 г. ст ред Госкино ЯАССР.jpeg

Октябрь 1986 г. на "Ленфильме" с Анатолием Рудаковым и И. Вольфсон

Вот что вспоминает о работе в кинотеатре Анна Афанасьевна Романова - писатель, сценарист и ветерана труда: «Это было в далеком 1980 году. После окончания университета я работала в кинотеатре «Лена» заместителем директором по идеологической работе (так называлась моя должность). И весной в апреле 1980 года мы выпустили на экраны фильм «Москва слезам не верит», молодого режиссера  Владимира Меньшова.  Если сказать, что это был аншлаг - то это ничего не сказать! Это было паломничество наших родных кинозрителей. В наш кинотеатр «Лена» приезжали даже из Покровска и Намцев. Очередь за билетами занимали с раннего утра. Мы поражались толпам людей. А они все шли и шли… Впоследствии, этот фильм завоевал главный приз Киноакадемии США – Оскар. Это был триумф советского КИНО!

фото 5 москва слезам не верит.jpg

Я тогда и представить себе не могла, что в 1992 году поеду учиться во ВГИК, на курсы сценаристов и на моем дипломе-удостоверении будет стоять имя и фамилия прославленного сценариста этого фильма Валентина Черных.  И не знала тогда, что когда-то буду сидеть в актовом зале ВГИКа рядом с народным артистом России Алексеем Баталовым. С тех пор прошло много лет, но до сих пор вспоминается весна 1980 года, фильм «Москва слезам не верит» и толпы зрителей.

О Владимире Высоцком и не только… При кинотеатре «Лена» был создан и работал молодежный клуб любителей кино «Кино и Ты». Сокращённо – Киты. В состав Китов входили: Татьяна Давыдова (биолог), Наташа Семенова (инженер-строитель), Михаил Чистяков (научный сотрудник Академии наук). Киты проводили киновечера, посвящённые «опасным» темам и поэтам, официально не признанным. На просмотры фильмов приходили журналисты из газет и телевидения, работники из Якутского Обкома партии, отвечающие за идеологию и ещё представители Министерства образования Якутии. В зрительном зале было два ряда (12, 13) - это была бронь для Обкома партии Якутии. В Обкоме партии был специальный отдел цензуры.  Все знали об этом и все боялись. А мы, киноработники, должны были и госплан выполнить и идеологию КПСС соблюсти. Так некоторые фильмы вообще запрещались для показа широкой аудитории. Так было с фильмом «Площадь Сан Бабила. 20 часов» (Италия), с фильмом «Грачи». Еле удалось выпустить в прокат фильм «Школьный вальс».

фото 6 опасные гастроли.jpeg

И конечно, были опальные поэты, писатели, режиссеры, артисты. В этот опальный список входил поэт и бард Владимир Высоцкий. И вот клуб «Киты» решил почтить память Владимира Высоцкого в 1982 году. Уже прошло 2 года после его смерти. Я тогда работала старшим редактором республиканского кинопроката. Мы все вместе написали текст, подобрали фрагменты из фильмов, а в кинопрокате я выпросила фильм «Опасные гастроли». Сделали объявления в газетах, на радио. На афише кинотеатра было большими буквами написано –«ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. Киновечера». Наш сценарий начинался со слов - «В день похорон поэта и артиста Владимира Высоцкого, мальчишки (со всех близлежащих крыш) запустили в небо голубей. Москва. Таганка. Лето. 1980 год. А люди все шли и шли... Несмотря на милицию, несмотря на искусственные преграды, несмотря на московскую жару вся Россия прощалась со своим Гамлетом, со своим опальным Поэтом, который пел о людях, о любви, о дружбе, о войне, о предательстве».

Наши киновечера были настолько популярными, что меня (потом) пропускали без очереди в магазинах, бесплатно провозили в такси. Мы стали любимчиками публики. Спустя какое-то время в кинопрокат позвонили из Обкома партии и меня вызвали на беседу. Тот день я помню отчётливо и ясно. Я понимала, что меня могут уволить. Посадить уже не могли. Начиналось другое время.Пришла в кабинет. Представилась. Поздоровалась. Села. И началось... Цензор стал грозно расспрашивать. Кто? Почему? Зачем? А я возьми и скажи, что все было согласовано с Москвой. С Госкино РСФСР. Тогда цензор замолчал и отпустил меня. Времена не выбирают. В них живут и умирают. Я иногда вспоминаю этот кабинет. Ковры. Портрет Ленина и цензора.

Спустя годы, во время учебы в Москве я познакомилась с друзьями Владимира Высоцкого.  С теми, кто вырос на Арбате, кто бегал с ним в булочную, кто знал его с детства... Все очень хорошо о нем говорили. Даже высокопарно.

Если где-то в чужой, неспокойной ночи, ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю —
Не таись, не молчи, до меня докричи, докричи,
Я твой голос услышу, узнаю.

Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи, в спелой ржи?
Потерпи! Я иду, и усталости ноги не чуют.
Мы вернемся туда, где и травы врачуют,
Только — ты не умри, только — кровь удержи.

Если ж конь под тобой — ты домчи, доскачи, доскачи,
Конь дорогу отыщет, буланый,
В те края, где всегда бьют живые ключи, ключи,
И они исцелят твои раны. 

            Художник кинотеатра. В советское время в кинотеатрах не было буклетов, плакатов было мало. Афиши в кинотеатрах рисовали художники. Рисовали с плакатов, фотографий и ещё из журнала «Советский экран».

фото 4 весна 1980 г. коллектив.jpeg

Коллектив кинотеатра "Лена". май 1980 г.

У нас в кинотеатре «Лена» художником работал Анатолий Оглы, он окончил в Якутске художественное училище. Это была ответственная работа. В процессе работы художник погружался в то время, когда происходит действие фильма на основе изучения фото, изобразительного, иконографического, различных исторических материалов. Анатолий Оглы делал эскизы, а потом уже переносил на большую афишу. Вообще, художник в кинотеатре создаёт атмосферу кино. Он выполнял разные работы: афишу, оформлял стенды и писал растяжки.

В 80-е годы было такое понятие - айстоперы. Это такие яркие пятна на афише, привлекающие внимание. Зрители всегда обращали внимание на фильм, если афиша была яркая и выразительная. Кино начинается с рекламы, а раньше, когда не было интернета -  киноафиша была лицом того или иного кинотеатра. 

Одно время в кинотеатре «Лена» работала художница Ирина Дмитриева - получившая художественное образование в Москве. Она невероятно преобразила кинотеатр «Лену». Оформление плакатов и самого кинотеатра было другим. Авангардным. И сама Ирина была очень стильной и современной».

лена.jpg

Вот так, из лоскутков воспоминаний создается история. И это история не только кинотеатра, а история жизни людей, связанных с ним. Ведь, именно здесь, в кинотеатре «Лена» проходили премьеры лучших фильмов, встречи с актерами и режиссерами, работало множество киноклубов и кинолекториев, направленных на пропаганду советского и российского кино. Десятки лет трудились династии киномехаников, контролеров, кассиров, которых зрители знали в лицо так же, как киноактеров.

Поэтому когда начинают говорить о том, что кинотеатры уходят в прошлое, мы говорим НЕТ — просто будут по-другому работать. И кинотеатр «Лена» будет жить и работать для своих зрителей, со своей историей в вековой истории развития кинопоказа в Якутии!

Все фото предоставлены Романовой А.А.

Также рекомендуем книги и статью об истории кинотеатра "Лена"

  1. Жараев И. С. Что человек делает, таков он и есть 

  2. Люди за кадром.

  3. Социалистическая Якутия.


Статья подготовлена Сидоровой Т.П.


Смотрите также