3 ноября отмечается Международный день косплея. Слово «косплей» образовано от сокращения costume play – «костюмированная игра» или «костюмированная пьеса». По традиции, косплеер, должен надеть (купить или создать самостоятельно) максимально похожий на своего персонажа костюм. Приветствуется в этой культуре, кроме создания собственно костюма, также сделать соответствующий грим или макияж, иметь схожие аксессуары и атрибуты.
Впервые косплей возник в 1939 году. Американцы Форрест Аккерман и Миртл Джонс пришли на первый Всемирный конвент научной фантастики в Нью-Йорке, одевшись как герои космооперы.
Эта идея нашла своих последователей и уже в 1940 году, на следующем конвенте, прошел бал-маскарад, среди участников которого проводился конкурс на лучший костюм. Маскарад стал традицией, которая продолжается до нашего времени.
Спустя 20 лет, в начале 60-х годов, люди стали подходить к созданию нарядов всё серьезнее, тратили на них большое количество времени и денег. В это же время костюмы перестали быть только футуристическими. Среди участников маскарадов стали появляться супергерои и эльфы.
В середине 70-х маскарад из дружеской вечеринки превратился в строгий конкурс. На суд жюри и зрителей были представлены более детализированные костюмы, а участники конкурса помимо демонстрации нарядов могли исполнить творческий номер.
В 1984 году прошел сорок второй Всемирный конвент научной фантастики, который посетил японский писатель Нобуюки Такахаси. Его поразил парад фанатов в фантастических костюмах, и он поделился своими впечатлениями с японской прессой. Это явление он назвал «коспеем». Так и закрепилось это название.
В это время косплей становится масштабной индустрией. Появляются профессиональные модели, которые выпускают тематические фотоальбомы, а в магазинах появляются специальные отделы с готовыми костюмами, париками и прочей атрибутикой.
В начале 90-х аниме находится на пике популярности, в том числе у коспееров. Многие стали считать, что коспей – изобретение японцев, потому что именно в это время начинают проводиться международные конкурсы. В это время появляются специализированные сайты для гиков, где можно было найти друзей по интересам, попросить советов по изготовлению костюмов и поделиться своим опытом.
Именно в это время появляется негласное правило, что хороший косплеер обязан до мельчайших деталей повторить образ своего героя, а также должен выучить его фирменные жесты, настроение и даже фразы.
Со временем границы между фандомами стирается, герои стали перемешиваться и на конвентах можно встретить героев научно-фантастических произведений, аниме, комиксов, фэнтези и многих других.
В нынешнее время разница между востоком и западом видна именно в подходе. В Японии следят за модой и стараются изображать в первую очередь популярных персонажей, а не любимых. Американцы больше ориентируются на классику и на собственные предпочтения.