С 20 по 23 июля в американском городе Сан-Диего проходит Comic-Con (Комик Кон) –знаменитый международный фестиваль популярной культуры. Изначально задумывавшийся, как выставка комиксов и связанного с ними популярного искусства, Comic-Con стал крупнейшим фестивалем подобного рода, проходящим в США, и третьим в мире после Комикета в Японии и Международного фестиваля комиксов в Ангулеме во Франции. И сегодня мы хотим познакомить вас с его историей.
Нажмите для увеличения
Фанатские фестивали (или, как их называют, конвенции) в США появились еще в 30-х, но по-настоящему развиваться начали в 60-е. Одну из таких, Детройтскую Тройную Фанатскую ярмарку (тройная – потому что объединяла фанатов фэнтези литературы, фэнтези фильмов и комиксов), с 1965 года развивал коммерческий дизайнер и большой любитель комиксов Шел Дорф. Летом 1969 года он помогал вышедшим на пенсию родителям переехать в калифорнийский Сан-Диего, находящийся на берегу Тихого океана, между Лос-Анджелесом и мексиканской границей. Пленённый солнечной атмосферой города, 36-летний Шел решил тоже там обосноваться.
Нажмите для увеличения
Вскоре после переезда Дорф увидел в местном журнале объявление о скупке комиксов. Нуждаясь в деньгах и имея много редких выпусков, Шел позвонил по номеру в объявлении и с удивлением обнаружил, что рекламу в журнале дал 12-летний мальчишка по имени Барри Альфонсо. Узнав о богатой коллекции Дорфа, Барри сообщил о ней своим друзьям постарше. Среди них были промышлявшие перепродажей комиксов Майк Таури, Боб Сурк и Ричард Альф (возрастом в 14, 16 и 17 лет, соответственно). Познакомившись с юными любителями рисованных историй, Шел Дорф озвучил им идею о создании фанатской конвенции в Сан-Диего.
Нажмите для увеличения
Дэн Стюарт, Боб Сурк, Ричард Альф (в очках), Барри Альфонсо (на переднем плане), Джек Кирби, Шел Дорф и Уэйн Кинкейд.
Ноябрь, 1969
Ребята, конечно, слышали о крупных фестивалях в Нью-Йорке и Детройте, но поначалу не очень доверяли "старику" Дорфу. Они резонно опасались, что тот может оказаться каким-нибудь аферистом. Шел наконец завоевал их доверие и уважение, когда повёз мальчишек встретиться со своим знакомым, художником комиксов Джеком Кёрби. Кёрби был легендарной фигурой в индустрии, потому что участвовал в создании таких знаменитых персонажей, как Капитан Америка, Халк, Тор и Железный человек. Естественно, ребята были впечатлены такой встречей.
В затее Дорфу решил помочь Кен Крюгер – 44-летний литературный издатель и владелец книжного магазина. Крюгер привёл с собой небольшую группу юных любителей научной фантастики, которые собирались в его магазине и называли себя "Сурками". В эту группу, в числе других, входил будущий писатель-фантаст Грег Бир и Скотт Шоу, который позже станет мультипликатором и художником комиксов.
Так команда была полностью укомплектована. Шел Дорф в первую очередь выступал как вдохновитель, наставник и консультант. Умудрённый прошлым опытом, он подробно описал соратникам все шаги, которые нужно пройти для создания успешной конвенции. Но практические и организационные вопросы он делегировал подопечным.
Было решено, что будущая конвенция будет некоммерческим предприятием. Конечно, вход будет платным, но вырученные деньги пойдут только на покрытие расходов и бюджет на следующий год. Тем не менее, прежде чем получить выручку с билетов, нужны были финансовые вливания, а у Шела денег не было.
К счастью, несмотря на то, что он только собирался заканчивать школу, Ричард Альф уже был успешным предпринимателем и хорошо зарабатывал на перепродаже комиксов. На "складе" – в родительском гараже – у него было около двадцати тысяч номеров, которые он реализовывал не только друзьям и знакомым, но и людям по всей стране, отправляя по почте. Альф вложил в организацию конвенции три с половиной тысячи долларов. У Ричарда, кроме того, был свой автомобиль, и он взял на себя почти все вопросы, связанные с транспортом. С перевозкой иногда помогала мать школьника Барри Альфонсо. Позже Шел Дорф будет считать именно Ричарда истинным сооснователем наравне с собой.
Нажмите для увеличения
Пусть с самого начала конвенция задумывалась как посвящённая комиксам, организаторы решили не ограничиваться на этом и приглашать разных увлечённых поп-культурой людей, перенимая опыт у Детройтской Тройной Ярмарки. К примеру, команда сотрудничала с Обществом Друзей Хоббитов, а также с местной ячейкой Общества Творческого Анахронизма, занимавшейся воссозданием средневековой культуры.
Первая полноценная конвенция, организованная Дорфом и его командой, прошла в отеле U.S. Grant с 1 по 3 августа 1970 года и называлась San Diego’s Golden State Comic-Con. Звёздными гостями стали уже упомянутый Джек Кирби и писатели-фантасты Альфред Ван Вогт и Рэй Брэдбери. Последний был настоящей звездой и обычно брал за публичное выступление несколько тысяч долларов, но на этот раз согласился приехать бесплатно, узнав о некоммерческом характере конвенции. На конвенции была отдельная комната для продажи продукции, несколько различных тематических программ и групповых обсуждений, показ фильмов и многое другое. По сути, там была заложена модель для большинства будущих мероприятий такого рода.
Нажмите для увеличения
Фестиваль посетило более трёхсот человек, и это считалось успехом, из-за чего было решено проводить его ежегодно. Поступивший в университет Ричард Альф даже бросил свой комикс-бизнес, чтобы выделить больше времени на организацию следующей конвенции, на которой он был председателем. В 72-м году мероприятие было переименовано в San Diego’s West Coast Comic Convention, и только годом спустя организаторы выбрали лаконичное название San Diego Comic-Con, которое приживётся надолго.
К концу 70-х посещаемость достигла 6 тысяч человек, а ещё десятилетие спустя составила 42 тысячи. В 1991 году из-за увеличения размаха мероприятие стало проводится в конференц-центре San Diego Convention Center, где площадь главного выставочного зала составляет более сорока тысяч квадратных метров. Чтобы передать международный масштаб события, в 95-м конвенция была переименована в Comic-Con International: San Diego, но большинству людей она известна просто как Comic-Con. В том же году был создан новый логотип организации.
Нажмите для увеличения
В 2000 году произошло важное событие. В прокат вышел фильм "Люди-Икс" – крупнобюджетная супергеройская лента с серьёзным и реалистичным тоном, которая начала современный бум комикс-экранизаций. Кассовые сборы в почти триста миллионов доказали, что подобные фильмы способны приносить большие деньги. Студии начали искать способы продвигать свои проекты напрямую своей основной аудитории. Естественно, Comic-Con был отличной возможностью для рекламы.
Нажмите для увеличения
В 2010 году Книга рекордов Гинесса назвала Comic-Con крупнейшим ежегодным поп-культурным фестивалем в мире. В 2011-м все доступные билеты на конвенцию были распроданы уже в первый день начала продажи. А в 2016-м билеты раскупили за час.
Сейчас на Comic-Con ежегодно проводится около семи сотен различных мероприятий, связанных с комиксами, фильмами, сериалами, анимацией, литературой, игрушками, мангой, а также различными компьютерными, карточными и ролевыми играми. На конвенции можно приобрести целый спектр тематической продукции, пообщаться с создателями любимых работ, посетить обучающие семинары, получить автограф какой-либо знаменитости, увидеть творчество начинающих авторов или выставить своё и завести полезные знакомства.
Источники информации:
1.
История самого значимого поп-культурного фестиваля в мире
2.
Comic Con: От выставки комиксов до мирового феномена