«Таким образом…ребенок должен учиться всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных…»
А.В. Луначарский
В первых строках своей статьи хочу выразить слова глубокой благодарности и признательности человеку, которому пришла прекрасная идея посвятить этот год Педагогу. К ним относятся воспитатели, учителя, преподаватели, все те, кто учит детей чему-либо из всех перечисленных Луначарским занятий.
Выбирая профессию учителя, уже как бы выбираешь образ жизни. Ты должен все время быть примером для подрастающего поколения, чтобы, не дай Бог, не сказали: «А еще учитель…». После окончания педагогического учитель мучительно всю жизнь 24/7 занимается самовоспитанием, используя тысячи методов:
- самоанализ;
- самоприказ;
- самоотчет;
- самоодобрение;
- самоосуждение;
- самонаказание;
- рефлексия и многое другое.
Чтобы самостоятельно не утонуть в этих само-, надо оглянуться вокруг, понаблюдать за коллегами и не стесняться попросить совета. Все это поможет тебе найти хорошего наставника.
Хороший наставник – это не профессия, не звание, а скорей призвание. Например, обладая рядом званий и массой знаний, многоопытный профессор престижнейшего вуза не может или даже не захочет передать свой драгоценный опыт, собранный годами своему преемнику по разным причинам (конкуренция, личная неприязнь и многое другое). А простой деревенский учитель без званий и наград запомнится молодому практиканту на всю жизнь и навсегда отпечатается в памяти.
Время мчится очень быстро. Буквально вчера мы, молодые учителя, начинали свою трудовую деятельность в стенах родной школы. И вот уже сорок лет педстажа за спиной у моих преданных профессии коллег. Хоть я по ряду причин влилась в ряды библиотекарей, все равно считаю нас коллегами, так как работа наша связана с детьми. Мы работаем в тесной связке с детскими садами, школами, специализированными школами-интернатами. Только так, все вместе мы достигнем нашей цели – воспитания достойного гражданина нашей страны, как бы громко это ни звучало. Но это наша общая цель. В этих учреждениях работают самоотверженные, добросовестные, мудрые, терпеливые люди. На наших глазах вырастают целые поколения, приводя своих детей в те же детские учреждения. Если повезет, к тем же воспитателям, к тем же учителям, к тем же библиотекарям. Вместе с ними «растут» и коллеги – вчерашние молодые специалисты становятся матерыми профессионалами, успевающими буквально все: и обучить тридцать детей всем предметам, и заполнить все бумажные и электронные журналы, и отправить срочные отчеты о мероприятиях, и ответить на все сиюминутные вопросы родителей по онлайн-связи, и подготовить очередное концертное выступление, и написать план развития на 10 лет вперед, и проверить 100 тетрадей каждый день, и сделать поквартирный обход, и сводить по музеям, библиотекам, театрам, и заняться наконец своей семьей, которой также нужно уделить внимание.
Такая систематическая работа – семья, школа, библиотека – дала свои положительные итоги: многих своих читателей мы наблюдаем на различных ответственных должностях, что о многом говорит. Но больше всего мы радуемся, когда бывшие наши читатели приводят своих детей к нам – это наивысший знак доверия.
Дорогие наши любимые коллеги (все-все воспитатели, учителя, преподаватели), давайте и дальше продолжать сотрудничество, работать тесно в таком ответственном поле – воспитании подрастающего поколения. Да, время меняется, дети меняются, мы меняемся. Но пусть в душе каждого ребенка останутся теплые воспоминания о нас, и пусть это даст ему опору стать хорошим и добрым человеком. И пусть они станут нашими наставниками в этом новом, технократическом мире, помогут нам не заблудиться в мире цифровизации. «Давайте жить дружно!» – как завещал нам самый добрый в мире кот Леопольд.
(представлены фотографии из библиотечных мероприятий)
Анастасия Сергеева, библиотекарь