Ысыах – праздник солнца в Якутии
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия

Ысыах – праздник солнца в Якутии

23.06.2021

Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического "лица". 

Мифология и ысыах

Если обратиться к фольклорным источникам, то происхождение праздника проецируется на якутский миф об Эллэйе — культурном герое, главном первопредке народа саха.

Об этом например говорится в одном предании, который был записан 1925 году у жителя Мархинского улуса Самсонова Спиридона Никитича и издан в сборнике «Эллэйада» Гаврила Ксенофонтова: «Он около берестяной урасы поставил рядом два столба и соединил их перекладиной (аар баҕах). Потом привязав к столбам по одной березке (чэчир), верхушки их соединил в дугу. Эллэй, взявшись за руки с мужчинами, образовал хороводный круг, жена с женщинами и девушками – другой круг. Затем он сам начал запевать, а все прочие повторять за ним его слова…» (Эллэйада. 163 с.).

Церемония кумысопития

Кумыс, один из важных атрибутов ысыаха. Этим молочным напитком угощают божества-айыы. Готовится кумыс из кобыльего молока которых доют коневоды. Кумысом алгысчыт во время обряда кропит костер, также кумысом наполняют большой чорон айах и пускают из рук в руки по кругу солнца, пока все не выпьют. Первым пьет обычно глава устроитель ысыаха, это называется «кымыс үрдүн охторуу», потом кубок передается соседу, тот другому и т.д. Нечто похожее есть у бурят, они, сидя в кругу, пьют тарасун, крепкий молочный алкогольный напиток, изготовленный методом дистилляции сыворотки.

Атрибутика ысыаха

Аар баҕах – два сэргэ соединенные перекладиной на котором вешают кожаный сосуд сири иһит для кумыса. На венчике сосуда пришивают два кольца, через которые на перекладину протягиваются веревки сплетенные из конского волоса (ситии) и привязываются. Это делается для устойчивости сири иһит который наполняется кумысом во время ысыаха. Аар баҕах иногда называют просто кымыс сэргэтэ. Также этим именем называют главное сэргэ тюсюлгэ. 

Чэчир – молодые свежесрубленные березки которыми обрамляют аар-баҕах, а также отмечают территорию проведения обряда алгыс на ысыахе — тюсюлгэ. На чэчир развешивается салама – веревка, сплетенная из конских волос, украшенная разноцветными лоскутками и берестяными символами изобилия и благополучия. Салама и чэчир по поверью саха служат защитой территории алгыс от негативной энергии.

Сэргэ – коновязь используемая также для обрядовых целей, имеет три вида: дворовые, сэргэ для ысыаха и ритуальные. До начала XX века каждая семья ставила сэргэ возле своего дома, соблюдая специальный обряд с обращением божествам. Все саха тогда с большим почтением относились к сэргэ, их нельзя пилить, валить, это большой грех. Существует понятие что если человек поставит сэргэ, то ему три больших совершенных ранее греха прощаются. Упавшее сэргэ относят далеко в лес и прислоняют к дереву. У бурят, хакасов и алтайцев также есть обрядовые сэргэ – называются они по разному – чакы, сарчын, буряты называют как мы, но форма другая.

Источники: 

1. Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

2. Национальный праздник Ысыах

3. Народный праздник ысыах