Воспоминания о потерянном детстве
Статья
20.03.2025

Воспоминания о потерянном детстве[12+]

Просмотры: 151

С каждым годом события Великой Отечественной войны становятся все более далекими, а участников и свидетелей этих трагических событий остается все меньше… Война не знает возраста: перед ее разрушительной силой равны и стар, и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия — невосполнимая утрата безмятежного мира детства. Их детство прервалось 22 июня 1941 года, с того момента они стали Детьми войны. 

Продолжаем проект «Детство, опаленное войной», где воспоминаниями делятся читатели библиотеки, чьи детские годы пришлись на период ВОВ.

Гость проекта – Щербинина Любовь Тимофеевна, ветеран педагогического труда с 45-летним стажем, волонтер общественной организации в поддержку мобилизованных «Якутия с тобой!».

Мое военное детство

Я родилась 14 декабря 1941 года в семье простых крестьян. В семье нас было четверо детей: сестра Наталья, братья Николай и Василий, я – самая младшая. Маме было уже 45 лет, когда я появилась на свет. Позже родители взяли на воспитание мальчика Сережу, он был сиротой, а также папиного племянника Ивана, у которого отец погиб под Сталинградом.

Жили мы в совхозе Ипатовского района Ставропольского края. В том же совхозе трудились мои родители и старшие брат с сестрой. Домой они приходили поздно, поэтому первые годы моей жизни неразрывно связаны с братом Василием, которому сказали: «Вот твоя младшая сестра, смотри за ней, корми». Хотя Василий был всего на шесть лет старше меня, он стал для меня и мамой, и папой. Вместе мы собирали птичьи яйца, и он мне потом жарил яичницу. Сам ел совсем мало, большую часть оставлял мне. И молоко, которое нам давали на день, он тоже оставлял для меня.

Мой отец, Тимофей Васильевич Щербина, был призван на фронт в начале Великой Отечественной войны. Он защищал город Сталинград. В июне 1942 года туда же попал брат Николай Тимофеевич Щербина. На фронт он ушел, когда ему только исполнилось 18 лет. С отцом они служили в разных гвардейских полках. Николай был небольшого росточка, совсем худенький, но при этом проявил себя как настоящий защитник Родины! За время обороны города он был трижды ранен, санбат каждый раз поднимал его на ноги, и он снова шел в бой… Мой брат достойно прошел весь тот путь. После войны он рассказывал, что они, юные бойцы, буквально вгрызались в землю, защищая Сталинград от фашистов, стремясь выжить любой ценой.

Отец до 1943 года находился под Сталинградом, где получил тяжелое ранение, из-за которого долго лежал в госпитале. В итоге вернулся домой израненный и нервный. Папа и до войны был достаточно суровым, а после пережитых событий его многое тревожило и приводило в отчаяние. Мы с братом Василием ловили сусликов и кормили этим отца, потому что после ранения он нуждался в хорошем питании. А еды не хватало… Еще помню, как Василий добывал траву сурепку и готовил из нее вкусную кашу.

День Победы

Я хорошо помню тот день, когда по радио, которое размещалось на столбе, передали весть о нашей Победе! Сколько же было ликования! Звучали бравурные марши. Все бежали и громко кричали: «Война закончилась! Ура!».

Мне было уже четыре года, и я вместе со всеми тоже бегала, кричала и радовалась. Потом с соседями мы дружно накрывали праздничные столы. Принесли цветные скатерти, хлеб, сало. Нас, детей, усаживали за стол, как победителей. Радости было много.

Послевоенное время

Закончилась Великая Отечественная война, принесшая в жизнь каждой семьи много горести, война, разрушившая города и села. Необходимо было восстанавливать и поднимать страну.

Брат Николай в 1947 году завершил военную карьеру и уехал в город Харьков. Там и встретил свою любовь. Всю свою жизнь он посвятил хлеборобству, стал комбайнером. За труд хлебороба получил три высокие награды. Брат Василий уехал в Казахстан поднимать целинные земли. Потом ушел служить в армию, где трагически погиб. Папа нашел свою отдушину в уходе за лошадьми.

Мой дядя – Яков Васильевич Щербина, погиб на фронте. После него осталось двое детей. Наш отец забрал племянника Ивана, а племянница не захотела ехать и попала в детский дом. Иван после армии восстанавливал Сталинград, затем окончил институт, был ведущим инженером тракторного завода. На полотнищах Знамени он нашел фамилию своего отца. Моя правнучка тоже побывала в Волгограде, где до сих на Знамени значится имя моего дяди.

Закончив семь классов, я перешла в другую школу, которая находилась дальше родного совхоза. Мы, конечно, хотели остаться на родной земле, чтобы работать доярами, для этого изучили доильные аппараты. После десятого класса мы все, а нас было семнадцать человек, пошли работать на ферму, и только одноклассник Гриша, баянист, ушел в армию.

Мне хотелось учиться дальше, отработав год, я поступила в педагогическое училище, а после него – в педагогический институт. Затем вышла замуж за военного.

В Якутию приехала по желанию в 1976 году, за «запахом тайги». Помню, как в пятом классе мы изучали географию, и вот тогда у меня появилась мечта – уехать на Чукотку. Я просила учителя поскорее повесить карту, чтобы найти там загадочную Чукотку, где хотела гарпунами ловить китов.

Считаю, что в Якутске живут очень добрые люди, они научили меня быть собой. Здесь я много лет работала в школе № 4. Мои ученики стали уже взрослыми и состоявшимися людьми. Они не забывают меня, иногда мы встречаемся, общаемся. Стаж моей педагогической деятельности составляет 45 лет.

Мой девиз: «Не ныть, не хныкать». Я состою в штабе волонтеров уже второй год, помогаю, приношу пользу. Горжусь, что пересилила себя. Наши ребята, которые сейчас на СВО, защищают меня, моих детей, внуков и правнуков, защищают нашу землю. И я очень верю в нашу Победу!

Изображение на баннере

Статью подготовил(-а): Оксана Шараборина

Смотрите также