К 220-летию со дня рождения Виктора Гюго
26 февраля исполняется 220 лет классику мировой литературы Виктору Гюго. Любимец Франции и его национальный литературный символ прожил долгую, интересную, насыщенную, наполненную во всех смыслах жизнь в 19 веке.
Если смотреть с высоты нашего скупого на эмоции и слова времени, то его жизни можно только позавидовать. Он был талантлив, богат и знаменит. При дворе короля Луи Филиппа ему присвоили звание пэра. Он был вхож в самые высокопоставленные политические круги Франции.
Но это не значит, что и его не преследовали невзгоды и гонения. Его произведения вызывали раздражение и резкую реакцию как официального Ватикана, так и короля Наполеона Третьего. Во времена правления наследника императора Наполеона Бонапарта ему пришлось покинуть Францию на долгие двадцать лет.
И в личной жизни все было непросто. Несмотря на то, что он был женат на любимой женщине, которая родила ему детей, о его бесчисленных интрижках знал весь Париж. Его родной брат, который был влюблен в жену писателя Адель, сошел с ума прямо в день их свадьбы. Сама Адель была центром классического любовного треугольника - между Виктором и писателем Сент-Бевом.
В страшные дни французского восстания в августе 1830 года семье писателя и ему самому угрожала реальная опасность для жизни.
В некотором смысле, сама жизнь писателя Виктора Гюго давала пищу для его произведений: полных опасных приключений и роковых страстей. Может поэтому его творческая жизнь была столь же насыщенна, сколь и многогранна. В мировую копилку культуры вошли не только его проза, драматургия и поэзия, но и тысячи рисунков, большая часть которых находится в Лувре.
Надо отметить, что во многом гениальный француз являлся первопроходцем в литературе. К примеру, в его романе «Собор Парижской богоматери» храм является главным персонажем описываемых событий. Позднее сам Стендаль (еще один корифей французской романтической прозы) прибег к подобной форме повествования в своем романе «Пармская обитель». Все основные драматические события в произведении разыгрываются именно у здания собора… И трагедия в финале романа, которая заканчивается не только гибелью главных героев, но и пожаром внутри самого собора, его полным уничтожением…
Как тут не провести параллель между финалом романа, вышедшего в 1831 году, и недавними событиями трехлетней давности, всколыхнувшими весь мир. Это страшный пожар, нанесший непоправимый урон жемчужине мировой культуры, одному из самых знаковых мест Парижа -Нотр-Дам де Пари. Может кто-то склонен считать это просто совпадением, но как знать…
С первых страниц романа описывается греческое слово ANAГKH – рок, фатум. Если это просто художественный прием, примененный писателем в расчете на привлечение внимания к разворачиваемым событиям в романе, то надо признать - ему это удалось блестяще. За 2 года до 190-летнего юбилея романа «Собора Парижской богоматери» - его прототип, который простоял более 850 лет, вспыхнул как спичка. Всю ночь с 15 на 16 апреля 2019 года полыхал пожар, который полностью разрушил крышу, шпиль и внутреннее убранство здания.
В общем, именно писатель Виктор Гюго прославил это средневековое здание готической постройки. Ведь в начале 19 столетия подобные здания готической архитектуры было принято критиковать за излишнюю роскошь.
Гений Гюго наполнил это величественное здание жизнью, страстями и яркими образами главных героев. Вдохнул в него жизнь для нас с вами. А кинематографисты оживили роман, благо художественный стиль писателя с его гротеском, контрастом и детально прорисованными сценическими образами, позволял это в полной мере.
Роман «Собор Парижской богоматери» в прошлом веке был экранизирован более 14 раз. В двухтысячные годы он тоже был в центре внимания самых громких звезд мирового кинематографа.
К примеру, экранизация 1956 года. Ее снимал обладатель Каннского Гран-при французский режиссер Жан Деллануа. И в главной роли Эсмеральды выступила итальянская красавица Джина Лоллобриджида. Она и станет воплощением «идеальной Эсмеральды» навсегда. Красивая, в ярко-красном платье, с босыми ногами. В мультипликационной версии трагедии Гюго, по версии студии Дисней., в финале - «хэппи-энд»: Феб и Эсмеральда остаются вместе.
И наконец, нашумевший на всех самых крупных подмостках мира в 1998 году - мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Песни из этого мюзикла стали настолько известны, что его главный хит «Бель» признан лучшей песней пятидесятилетия.
По роману снимаются сериалы, ставятся мюзиклы и мультфильмы. И каждый из создателей меняет и трактует по- своему сюжетные линии и даже финал романа. Одно остается неизменным – сам шедевр, который был, есть и остается интересным уже второе тысячелетие.
Роман Гюго находится вне времени, как и сам Собор Парижской Богоматери, который непременно восстановят. И он снова станет символом Франции, как поэт, писатель, драматург Виктор Гюго. Для Франции Гюго, в первую очередь, -поэт, как для нас-. Пушкин. Но для нас это не главное.
Читайте Виктора Гюго, книги находятся в фонде нашей библиотеки, а также в Литрес!
Источники:
https://www.livelib.ru/knigofilm/post/28681-pyat-luchshih-ekranizatsij-viktora-gyugo
Статью подготовила библиотекарь Галина Попова