Статья | Сергей Дягилев. Профессия Антрепренёр
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
31.03.2022

Статья | Сергей Дягилев. Профессия Антрепренёр

Просмотры: 2766

Сергей Павлович Дягилев (1872—1929), знаменитый русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов», антрепренёр. 31 марта исполняется 150 лет со дня его рождения.Предлагаем узнать о жизни первого российского продюсера подробнее!

Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова


Что же значит слово «антрепренёр»? Оно произошло от французского «entrepreneur», что в дословном переводе означает предприниматель. Применительно к театральному искусству антрепренёр - это менеджер или предприниматель, содержатель либо арендатор частного зрелищного предприятия (например, театра) — антрепризы.Так что, Дягилева можно назвать первым в истории продюсером России, ведь именно благодаря ему весь мир узнал о русском балете.


Детство 

Сергей Дягилев, который вырос в среде, где высоко ценили искусство. Его детство проходило сначала в Петербурге, затем в Перми, где Дягилев жил вплоть до окончания гимназии. Пермский дом украшали гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, а на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев. Семья Дягилевых устраивала литературные и музыкальные вечера — их дом был центром культурной жизни Перми. Именно здесь начала проявляться у Сергея Дягилева настоящая тяга к искусству.


В Перми в доме на углу улиц Сибирской и Большой Ямской (1872—1929) провёл свои детские и юношеские годы. 


После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В то время юридический факультет пользовался наибольшей популярностью и считался самым модным среди “золотой молодежи”. Престижный диплом гарантировал выпускнику хорошее место службы. В 1896 году Дягилев заканчивает ниверситет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начинает деятельность в области изобразительного искусства.


Журнал «Мир искусства»

Совместно со своим другом Александром Бенуа он создаёт первый в России художественный журнал «Мир искусства», объединивший вокруг себя таких видных деятелей искусства, как Врубель, Серов, Левитан и другие.«Мир искусства» первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.


Обложки журнала «Мир искусства»


Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству. 9 ноября 1898 года вышел первый, сдвоенный номер журнала «Мир искусства». Он был задуман как кафедра для пропаганды новых эстетических идей, с которой звучали бы актуальные для русской культуры мысли о необходимости свободного развития искусства. В статьях и подборках иллюстраций журнал широко освещал развитие современного искусства в стране и за рубежом. Талант Дягилева-организатора полностью реализовался в новом проекте. Он не просто привлек друзей к работе в журнале, но блестяще использовал их интеллектуальный и профессиональный потенциал, правильно распределил силы сотрудников. 


Русские сезоны

С 1907 года открывается именно та страница биографии великого импресарио, благодаря которой Сергей Дягилев и стал известным. А именно, начинаются ежегодные заграничные концерты русских артистов – «Русские сезоны». Первый сезон был чисто музыкальный, в нём принимали участие Н.А. Римский-Корсаков, Ф.И. Шаляпин, А.К. Глазунов,  С.В. Рахманинов и др.

Самые известные в мире театральные гастроли, которые прославили русский балет, шли с 1908 г. по 1921 г. Он знакомил зрителей и с талантливыми композиторами, художниками. Сергей Дягилев приобрёл заслуженную ставу первооткрывателя новых имён. Ни импресарио, ни участники «Русских сезонов» не боялись нового, с готовностью шли на эксперименты.

В 1908 году Европа в рамках «Русских сезонов» увидела русскую оперу: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и др. Но и эти мероприятия стали убыточными, несмотря на видимый успех, что окончательно убедило Сергея Дягилева следовать вкусам публики и показывать Европе именно балет.

Именно в организации балетных «Сезонов»  проявился незаурядный дар Сергея Дягилева как первооткрывателя талантов. Организованные Сергеем Дягилевым балеты увидели в Париже, Лондоне, Риме и даже в США. Балетные «Сезоны» завершились в 1913 году.

С одной стороны, Дягилев был трудоголиком и бескорыстным фанатом своей работы. При необходимости он ставил сцену вместе с рабочими, не жалел сил, чтобы найти деньги на новый сезон (доход «Русские сезоны» приносили далеко не всегда, часто приходилось жить едва ли не впроголодь), терпеливо уговаривал своенравных художников, композиторов и хореографов. Он мог очаровать любого, им восхищались, его были готовы носить на руках. Его увлекательная жизнь отражена в книге голландского историка,  специалиста по русскому искусству, Шенга Схейена.

Обложка книги Шенга Схейена

Книга Схейена уникальна и интересна не только главным героем, но великим множеством жизненных подробностей русского и европейского модернизма, драматургией взаимоотношений главных имен музыки, театра и живописи ХХ века. Ведь за свою недолгую жизнь Дягилев общался и сотрудничал с Чеховым, Римским-Корсаковым, Бакстом, Бенуа, Роденом, Дебюсси, Матиссом, Пикассо, Стравинским, Прокофьевым, Маяковским, Баланчиным, Коко Шанель и др.Биография Дягилева похожа на экстравагантный авантюрный роман, хотя все в ней — правда. В книге публикуются редкие фотографии, документы, эскизы костюмов и декораций — бесценные свидетельства искусства, живущего вне всяких границ.


Выводы

Потомок дворянского рода, с детства одержимый искусством, денди в цилиндре, которого одни называли монстром, а другие сравнивали с королями, Дягилев был не только импресарио, благодаря которому мир познакомился с русским искусством во всем его великолепии, но и одним из самых заметных людей своей эпохи.  Дягилев не был ни танцовщиком, ни хореографом,но именно он создал лучшие балеты Русских балетных сезонов. 

Наследие Сергея Дягилева живет и в наши дни. Например, в Перми, в его родном городе, с 2003 года проходит фестиваль, который собирает самых лучших, интересных, талантливых исполнителей, музыкантов и художников. Таким образом, мероприятие поддерживает и развивает традиции, установленные Сергеем Дягилевым.


Источники

  1. https://perm.aif.ru/culture/person/triumf_bandita_russkuyu_kulturu_sdelali_modnoy_hitrost_i_napor_dyagileva

  2. http://www.archive.perm.ru/about/news/perm-pantheon-sergei-diaghilev/

  3. https://www.virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_5

Статью подготовила Мучина А.В.



Смотрите также