Статья | Польза чтения вслух
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
01.03.2023

Статья | Польза чтения вслух

Просмотры: 4600

Международный день чтения вслух ежегодно отмечается в первую среду марта. В этом году он выпадает на 1 марта. Этот праздник объединяет всех любителей художественного чтения и проходит под лозунгом: «Чтение – это движение вперед!»

Чтение вслух обогащает словарный запас, улучшает дикцию, развивает навыки публичного выступления, помогает устанавливать контакт между чтецом и его аудиторией. По мнению экспертов, дети, которым регулярно читают вслух сказки, опережают своих сверстников в развитии.

Читать вслух можно и самому себе, и детям, и своим близким, делясь своими впечатлениями и переживаниями. Читать следует, правильно проговаривая слова. Темп речи – средний, не более 100-120 слов в минуту. Лучше читать выразительно, делая паузы и ударения там, где это необходимо. Читать так, будто вы рассказываете.

Читая ребенку мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Ученые доказали, что читающие люди живут дольше. Чтение вслух ребенку необходимо как воздух. И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей незаменима и бесценна.

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем простую лексику и грамматику. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Непростая грамматика помогает детям развивать логику. Она необходима для развития правильного мышления. А сформированная речь – это сформированное мышление. Благодаря книгам ребенок не только узнает новые слова, но и учится их правильно произносить и употреблять. При этом ещё тренирует логическое мышление.

Когда ребенок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это тоже большой самостоятельный труд. Смотря готовый мультик, воображение активно не включается, а идёт по проторенному пути мультипликатора. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Читающие дети лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, лучше запоминают информацию. Приучать детей к чтению вслух стоит с самого раннего детства.

Предложите малышам книгу в качестве игрушки, рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображенных на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы – это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики.

Навык восприятия информации вслух называется аудирование. Он сейчас крайне необходим и будет полезен при сдаче школьных экзаменов, для изучения иностранных языков, для контакта с другими людьми. Именно чтение вслух сказок, стихотворений дает ребенку возможность развития аудирования.

Когда родители читают ребенку, происходит единение и сплочение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребенок успокаивается, снижается уровень усталости за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть. Вместе вы чувствуете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Не выходя из дома, вы можете совершить совместное путешествие по любым сказочным мирам.

Чтение вслух ребенку сказки может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит. Часто малыш сам начинает рассказывать о том, что его волнует, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ ее решения. Вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет лучше любого наставления, как надо и не надо поступать.

Когда и что начинать читать детям?

Начать можно еще до появления на свет, так как голос мамы действует успокаивающе.

В полгода читайте небольшие простые произведения, основанные на рифмах или повторах: «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки.

В год можно предлагать короткие сказки, произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто.

В 2 года можно переходить к сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского.

С 3-х лет можно расширить чтение более длинными произведениями Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.

Подбирайте сказки с учетом интересов вашего ребенка. Чем разнообразнее выбор, тем лучше. Уделяйте внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными. Желательно, чтобы иллюстрации совпадали с текстом на странице.

Читайте одну и ту же книгу по желанию ребенка. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребенку свой выбор сказки. Пусть он сам выберет.

Читайте ребенку вдумчиво, размеренно, имитируя разные голоса и интонации, замедляясь, ускоряясь, переходя на шепот. Останавливайтесь на самом интересном месте. Обсудите иллюстрации, содержание сказки. Поинтересуйтесь, что бы он сделал на месте героев сказок. Не отказывайте ребенку тогда, когда он просит вас почитать. Ловите этот момент, и пусть общение с книгой остается лучшей привычкой в его жизни.

В заключении статьи хочу порекомендовать родителям книги, которые помогут приобщить ребенка к чтению:

Нажмите для увеличения

  • Юлия Кузнецова «Расчитай-ка».

Здесь вы найдете массу очень практичных советов для родителей: закончить чтение на самом интересном месте, записать чтение книжки, например, на диктофон – как мама читает книжку. И если ее нет рядом, он сможет сесть и прослушать, перелистывая странички.

Нажмите для увеличения

  • Марина Аромштам «Читать!».

Главная мысль книги – художественная литература – это тот самый локомотив, который доставляет любые знания в голову ребенка через эмоции. А когда это приходит через эмоции, сопереживание, это формирует связи и запоминается гораздо лучше, быстрее и интереснее.

Нажмите для увеличения

  • Вадим Левин, Рената Муха «Между нами».

Здесь собрано большое количество игровых ситуаций с детьми.

Нажмите для увеличения

  • Даниэль Пеннак. «Декларация читателя».

В книге автор делится своим опытом на тему чтения: на что имеет право читатель (право читать, право не читать, право возвращаться к прочитанному и так далее).

Дорогие родители, подарите своим детям в наследство любовь к чтению именно через чтение вслух. Только вы можете сделать этот бесценный дар своему подрастающему поколению, а наши книги всегда придут вам на помощь.

Да, согласны, что это нелегкий труд – оторвать ребенка от гаджетов и усадить за книгу. Но если каким-то чудом вам это удастся, то обязательно вернется сторицей. И поделитесь щедро своим опытом, потому что проблема очень актуальная и только вместе нам удастся ее решить.

Библиотекарь
Анастасия Сергеева

Смотрите также