«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток
на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера,
и потому это русская музыка»
Сергей Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов — русский композитор, пианист, дирижер. Синтезировал в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ и создал свой оригинальный стиль.
В 2023 году все мировое культурное сообщество будет отмечать 150-летие русского композитора и пианиста.
Для того чтобы вспомнить великого россиянина, мы обратились к книге «Рассказы о русских композиторах» кандидата искусствоведения, педагога Веры Петровны Россихиной. В течение многих лет она преподавала историю музыки в театральных вузах, а также проводила музыкально-лекционную работу среди школьников и молодежи. В данном издании речь идет о корифеях русской музыкальной культуры: М.И. Глинке, М.П. Мусоргском, А.П. Бородине, Н.А. Римском-Корсакове, П.И. Чайковском и С.В. Рахманинове.
Сергей Рахманинов родился в апреле 1873 г. в селе Онег Новгородской губернии. В большой дворянской семье (в семье было шесть детей) музыкальными способностями обладали дедушка – генерал Бутаков, отец Василий Аркадьевич, мама Любовь Петровна. У Сережи музыкальные способности проявились рано. В возрасте 4-х лет он играл в четыре руки с дедом сонату Бетховена.
После переезда в Петербург Сережу отдали учиться в консерваторию. Но дома была сложная обстановка. Родители разошлись, и все заботы о детях легли на плечи матери Любови Петровны. Заниматься Сережей было некому – он был предоставлен сам себе. Как следствие, учебу в консерваторию он забросил. Его абсолютный слух и природная техническая одаренность сыграла с ним злую шутку. Преподаватели занимались более слабыми учениками. В конце концов его лишили консерваторской стипендии.
Помог Сергею его двоюродный брат – пианист Александр Зилоти. Он привез брата в Москву и устроил в Московскую консерваторию к профессору Николаю Сергеевичу Звереву – другу Петра Ильича Чайковского. Николай Сергеевич взял мальчика в свой дом, где уже проживали двое талантливых учеников консерватории.
Учеба в Московской консерватории быстро продвигалась вперед. В пятнадцать лет он поступил на старшее отделение консерватории в класс своего брата, профессора Александра Ильича Зилоти.
С Александром Зилоти Сергея Рахманинова связывали не только родственные узы. Талантливые пианисты, они впоследствии много концертировали вместе.
В годы юношества он очень подружился с большой дружной семьей Варвары Аркадьевны Сатиной – родной сестрой его отца. Когда он остался без крова в Москве (после ссоры со Зверевым он ушел от него) его приютило это отзывчивое московское семейство. Впоследствии его двоюродная сестра, Наталья Сатина, станет супругой композитора. В 1891 году Сергей Васильевич закончил фортепьянный факультет, а через год блестяще с Большой золотой медалью закончил композиторский факультет. За семнадцать дней он написал оперу «Алеко», по поэме А. Пушкина «Цыгане». Сам П. Чайковский содействовал постановке этой оперы в Большом театре, а затем и в Киевском оперном театре.
Первые произведения композитора – это «звучащие» странички его дневника. «Элегия», «Баркарола», «Полишинель» - здесь и тоска одиночества, и затаенный драматизм с трагическими интонациями.
В первые годы после окончания консерватории Сергей Васильевич, как многие талантливые люди, испытывал бедность и нужду. В течение нескольких лет он без отдыха давал уроки детям из богатых семейств. Половину заработка он отправлял матери. Единственным человеком, кто поддерживал его веру в себя и не давал упасть духом, был Петр Ильич Чайковский.
Его неожиданная кончина потрясла молодого композитора. Он написал трио для фортепьяно, скрипки и виолончели, посвященное памяти Чайковского.
Когда Рахманинов стал выступать в разных городах с концертами, его материальное положение стало улучшаться. В эти годы в России назревают важные перемены. По всей стране вспыхивают политические стачки и забастовки рабочих. В это же время он пишет «Первую симфонию», в которую вложил глубокие мысли о судьбах современников. Симфония полна трагизма и напряжения. Но первое исполнение было воспринято холодно, музыканты не смогли донести до слушателей замысел автора. Это надолго повергло композитора в тяжелое состояние духа.
Осенью 1897 г. он получает приглашение от известного российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова стать дирижером Московской частной оперы. В это время он знакомится с известными художниками, оформлявшими декорации к спектаклям – братьями Коровиными, Васнецовыми, Поленовым, Левитаном, Врубелем, но главным человеком, с которым его связала дружба на всю жизнь, стал талантливый певец, величайший российский бас, Федор Иванович Шаляпин.
Сергей Васильевич жил на рубеже веков. Первую Февральскую революцию он принял с радостью. Выступал на благотворительных концертах и весь свой гонорар отдавал сиротам, потерявшим родителей во время Первой мировой войны. Но вторая Октябрьская революция и последовавшая гражданская война повергла Рахманинова в растерянность и душевную тревогу. Казалось, что артистическая жизнь в стране замерла на долгие годы. И когда он получил приглашение из Швеции посетить скандинавские страны с концертами, он немедленно обратился за разрешением отправиться в концертное турне к Советскому правительству. Ему разрешили.
В декабре 1917 года он покидал свою страну. Как оказалось, навсегда. Годы, проведенные заграницей, он практически не отдыхает. Жизнь проходила в Америке, Европе в бесконечных выступлениях и подготовке нового репертуара. Он не писал музыку почти десять лет. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя» напишет он в одном из писем.
Но в 1926 году композитор заканчивает свой Четвертый фортепьянный концерт, начатый еще в России. Затем последуют «Три русские песни для хора с оркестром». С 1931 по 1934 годы Рахманинов работает над двумя циклами для фортепьяно «Вариации на тему Корелли» и «Рапсодия для фортепьяно с оркестром на тему скрипичной пьесы Николо Паганини». По последней, знаменитый русский балетмейстер Фокин поставил балет. И в 1936 году появляется «Третья симфония» Рахманинова, самое «русское» из его произведений. Музыка этой симфонии проникнута такого преклонения перед Россией, что спокойно слушать ее невозможно.
Сергей Васильевич Рахманинов скончался в Америке 23 марта 1943 года. Шла Вторая мировая война. Композитор следил за событиями в России. Он страдал, когда слышал, как некоторые русские эмигранты злорадно ожидают разгрома Советской Армии. В ноябре 1941 г. он открыто выступил с обращением, что все свои гонорары от выступлений он передает Советскому Союзу - на эти деньги в России построили военный самолет. Вручая большие суммы советскому послу, он говорил, что это единственный способ, каким он может выразить сочувствие родному народу. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.
Его прах покоится недалеко от Нью-Йорка. Каждую весну над могилой Рахманинова расцветает куст сирени, привезенный из России американским пианистом Ваном Клиберном. Вместе с сиренью, Клиберн привез горстку земли с могилы Петра Ильича Чайковского.
Музыка Рахманинова звучит и сегодня. Она рассказывает всему миру о России, ее красоте и ее народе, так любимые великим композитором.
Подготовила Галина ПОПОВА.
Материал использован из книги В.П. Россихиной
«Рассказы о русских композиторах»
Литература о Сергее Рахманинове в каталоге Литрес
1. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном
Сергей Васильевич Рахманинов, к сожалению, не оставил мемуаров, и перед нами фактически единственный подлинный мемуарный документ – рассказ композитора о себе. Книга воспоминаний Рахманинова, записанных Оскаром фон Риземаном, была издана в Лондоне в 1934 году. Со страниц книги звучит голос нашего великого соотечественника, рассказывающего о своем детстве, годах учения, первых шагах в качестве пианиста, дирижера, о драматических событиях и триумфах, сделавших его уже к тридцати годам гордостью и славой России…
«Говорил, что будет только играть, а сочинять бросит, т. к. лучше “Колоколов” все равно ничего не напишет». Эта запись в дневнике Мариэтты Шагинян – убедительное свидетельство того, насколько дорога была эта поэма Сергею Рахманинову. В начале 1930-х годов в беседе со своим биографом Оскаром фон Риземаном композитор, вообще крайне скупой на признания, подтвердил: «Это произведение, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений». При его обыкновении незаслуженно охладевать ко многим своим творениям по прошествии времени такое постоянство в оценке «Колоколов» говорит о многом…».
4.Григорий Ганзбург. О музыке Рахманинова. 2-е издание.
Публикация объединяет две из четырех работ известного ученого-музыковеда, директора Института музыкознания Григория Ганзбурга об особенностях авторского стиля гениального композитора и пианиста Сергея Рахманинова.