Проект «Важное звено»
Статья
09.07.2025

Проект «Важное звено»[6+]

Просмотры: 423

На протяжении всей жизни человек является частичкой или единицей какого-либо общества. Мы все очень разные, но тем не менее, независимо от особенностей здоровья являемся на равных правах звеньями одной цепочки, которая связывает нас друг с другом. Для людей с ментальными нарушениями, к сожалению, стать частичкой этого общества не всегда получается, но возможно, благодаря различным проектам и движениям. И в этом направлении наша библиотека «Книга-03» систематически ведет комплексную работу. Так, наш проект «Важное звено» третий год помогает молодым людям с ментальными особенностями делать важные первые шаги к самостоятельной жизни.

В год знакомства мы успешно и плодотворно работали над темой этикета и правил хороших манер. Это направление было выбрано неслучайно: идея вынашивалась с сотрудничества с Городским обществом инвалидов города Якутска. Итак, каждую среду, два раза в месяц участники с сопровождающими социальными работниками посещают библиотеку. Перед занятием по традиции всегда проводим подготовительную беседу, в котором настраиваем ребят на предстоящую беседу, делимся новостями и позитивным настроением. Таким образом, мы заранее настраиваем ребят к занятию, готовим к восприятию информации и созданию дружелюбной атмосферы. 

Правила этикета и хороших манер, на первый взгляд, сложная тема. Но на деле оказалось совсем не так. Наоборот, участники углубили свои знания и навыки, казалось бы, в плане элементарных правил поведения. Чтобы разнообразить занятия, и концентрировать внимание участников, дополняем теорию практикой, например, как на занятии «Диалог- дело непростое». Участники предварительно разбились на пары и выполняли практические задания: поприветствовать, найти общую тему, задавать ответные вопросы, проявлять интерес с помощью жестов, мимики, говорить комплименты. Важно было найти общий язык, научиться поддерживать беседу. Или же как на занятии «Прошу к столу!», где практиковались правильному пользованию столовыми приборами, учились правильно сидеть, пользоваться салфеткой, кушать определенные блюда и как научиться «языку столовых приборов». 

Теоретический материал подается в форме игры «Где логика?», суть которой заключается в угадывании общих ассоциаций картинок, раскрывающих тему занятия. В игре «Правда/ложь», например, на занятии «Пульс здоровья» для участников были предложены интересные факты с картинками о здоровье, здоровом образе жизни, на которые они отвечали, верят или нет. Казалось бы, простая игра, но факты специально подбирались усложненные, чтобы участники анализировали, обдумывали ответ. Таким образом, мы разбираем тему занятия, узнаем интересные факты, обязательно представляем книгу - источник и развиваем визуальное восприятие информации. Ребятам очень нравятся эти игры, они с удовольствием обдумывают, дополняют друг друга и даже отстаивают свое мнение. 

Вся теоретическая часть занятий основывается на книгах «Успех выбирает воспитанных», «Светские манеры», «Кино, вино и деловые письма». Эти книги служат главным источником для презентаций, вопросов к игре, интересных фактов из истории этикета, правил хороших манер. 

Другой не менее важный прием, словарная работа. Многие термины и словосочетания по теме этикета сложные для понимания и восприятия информации. И этот прием больше раскрывает понятия и расширяет ассоциативный ряд у участников. Например, слово «успех» для участников ассоциировалось только с удачей, и на занятии «Путь к успеху!» мы разобрали это слово и пришли к выводу, что успех — это труд, терпение, достижение и то, когда что-то ты делаешь лучше всех. Этот прием предполагает подробный анализ ключевых слов и понятий по любой теме занятия. 

Отдельно хочется выделить обзоры книжных выставок на занятиях, так как положительная динамика интереса прослеживается с каждым разом. Если на первых занятиях видно было, что информацию некоторые прослушивают, и обращаются к выставке только единицы. То сейчас к выставке обращаются больше участников. Это результат системности наших занятий, так как выработалась неосознанная привычка в постоянном присутствии книг. 

Главная особенность проекта заключается в том, что занятия строятся на диалоге с участниками, где они больше раскрываются, выражают свою мысль и развивают устную речь. Например, среди участников можно встретить совсем немногословных, или же наоборот «слишком открытых», некоторые принимают специальные препараты в следствие чего их постоянно клонит в сон; кто-то очень любит обниматься, а кто-то старается посидеть в сторонке. Но каждому всегда есть что сказать, рассказать, поделиться. Им очень не хватает общения, как и любому другому человеку. Поэтому обязательно нужно обращаться к каждому, задавать вопросы (очень важно запомнить каждого по имени), так чтобы участник получал сигнал и время, для того чтобы он мог спокойно сформулировать, не торопясь ответить. Конечно, бывают случаи, когда кто-то в это время закричит, встанет и уйдет или даже побежит. Важно быть предельно спокойным, особо не акцентировать внимание, обычно, в таких случаях поддерживают социальные работники. По нашим наблюдениям, участники очень внимательны к эмоциям другого человека, они буквально считывают с твоего лица всю гамму чувств, особенно следят за взглядом. Поэтому с ними легко выстраивать общение, иногда понимают даже с полуслова. 

Второй год проекта был направлен на содействие и расширение круга знаний о профессиях, социальных услугах, мерах поддержки государства каждого гражданина общества. Так как в ходе работы была выявлена необходимость наиболее комплексной работы по профориентации путем проведения занятий для обеспечения максимально возможной самостоятельной жизни молодёжи с ментальными нарушениями. Так мы разобрали документы, государственные учреждения, деньги, выплаты, меры поддержки и различные профессии. Люди с ментальными нарушениями ценят постоянство, они радуются, когда видят знакомые лица, пространство, к которому он привыкли. И нам отрадно слышать от них «мы так скучали по библиотеке, я так спешил к вам». И проект расширяет их круг «привычных мест», дает им новые знания, умения и навыки. Так участники приобретенные знания и умения в рамках проекта используют в быту. Например, готовят завтраки, обеды (занятие о профессии повара), ходят и самостоятельно оплачивают покупки (занятие по теме деньги), соблюдали технику безопасности при поезде в г. Владивосток и мн.др. Такие, казалось бы, элементарные навыки для участников проекта большой шаг в мир, который их иногда не понимает. 

В этом году проект направлен на расширение кругозора участников и повышение читательской культуры по принципу «Какой сегодня день?». Все занятия строятся по календарю знаменательных дней страны и региона. Особенность этого года - занятия носят творческий характер (рисуем, создаем), больше игровых элементов и разговоров. Иногда участники проекта посещают занятия вместе с родителями, они в курсе всех занятий и вовлеченности своего ребенка. 

С каждым годом аудитория увеличивается, поэтому на некоторых совместных занятиях, мы испытывали большую нагрузку. Потому что каждому находить индивидуальный подход сложнее, когда, например, один участник все время старается пожать руку, другой общается через листочек и третий постоянно говорит комплименты, тем самым каждый хочет внимания. В данное время участников мы поделили на две группы и работаем уже в дифференцированном порядке. 

Так продолжается работа с молодежью в рамках проекта «Важное звено», одного из направлений специфики работы, по которой развивается деятельность нашей библиотеки вот уже многие годы. Мы гордимся, что библиотека остается верной своей миссии - помощь тем, кто нуждается в духовной поддержке, предоставляя услуги патронажного обслуживания для людей с инвалидностью и пожилых. И создание такой «библиотеки милосердия» – результат огромного труда команды профессионалов из библиотечной системы города Якутска.

Статью подготовила: Анна Тодышева

Смотрите также