Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
29.07.2023

Песочная терапия для детей дошкольного возраста[0+]

Просмотры: 746

8 июля в рамках проекта «Библионяня» в SMART-библиотеке состоялся мастер-класс по песочной терапии для детей и их родителей, проведенный клиническим психологом и песочным терапевтом Анной Жирковой. Для родителей была проведена лекция об особенностях и эффективности данной методики, а дети в это время занимались в песочницах с игрушками.

В психотерапии существует множество различных методов и техник. В качестве средств при работе с клиентами можно использовать рисование, лепку, игру и многое другое. Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и т.д. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.

Юнгианская песочная терапия

В юнгианской песочной терапии детям предлагается создать что-либо в подносе, при этом можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции.

Метод возник в 50-х годах XX века, автором считается Дора Калф, ученица Карла Густава Юнга, швейцарского психолога и психиатра, основоположника аналитической психологии.

Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода.

Используемые материалы

В юнгианской песочной терапии используется деревянный поднос с размерами примерно 70*55*8 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Внутренняя поверхность подноса окрашивается в голубой цвет, символизирующий море и небо. Поднос до половины наполняется сухим песком, или, как вариант, крупой (греча, рис, фасоль, горох и т.п.). При этом предпочтительно использовать наш региональный песок. Песок необходимо просеять, промыть, затем прокалить в духовке. Также используется множество разнообразных фигурок, охватывающих различные аспекты жизни (люди, животные, еда, посуда, мебель, дома, транспорт, сказочные персонажи и пр.) для выстраивания сюжетных линий.

Для кого подходит?

Песочная терапия подходит абсолютно всем – и взрослым, и детям, в том числе детям с ОВЗ (эмоциональные и поведенческие нарушения). Запрос может быть любой – здоровье, деньги, межличностные отношения, эмоциональные состояния, психотравмы, утрата и т.п. Также данный метод подходит лицам с заболеваниями психосоматического спектра: аллергии, энурез, заболевания женской репродуктивной системы и т.д. Песочная терапия является универсальным диагностическим и терапевтическим инструментом.

Пренатальный период. Ребенок в утробе матери.

Пренатальный период очень важный период в жизни любого человека. Это время, когда формируются наши базовые стратегии. От того, как протекали беременность и роды зачастую зависит судьба человека.

Форма работы: работа с ребенком через маму.

Что формируется у ребенка: чувство защищенности, безопасности, ощущение любви и доверия к миру, легкая беременность и роды.

Запрос: тревога и страхи у матери, неприятие пола ребенка, выкидыши, аборты, настрой на легкие роды, формирование гестационной (беременной) доминанты.

Во время беременности психика женщины претерпевает значительные изменения. Будущая мама начинает более эмоционально и чутко реагировать на какие-то события. Будущая мама сосредотачивается на мыслях о будущем малыше («доминанта беременности»), причиной такого состояния являются гормоны, которые обуславливают оптимальные условия для развития ребенка. Песочная терапия является эффективным способом влияния на состояние женщин и внутриутробное психическое развитие детей. Игра с песком прекрасно подходит беременным женщинам для релаксации, достижения покоя и уравновешенности, отображения своих эмоциональных переживаний, а также помогает будущей маме повторить сюжет психотравмирующей ситуации, но финал или иную проблемную часть переиграть в позитивном, желанном для нее ключе.

   Раннее детство (от 0 до 3 лет)

Основная задача в этом возрасте – развитие сенсорики, мелкой моторики, развитие ВПФ (память, внимание, речь, мышление, анализ, синтез и т.п.)

Форма работы: работа с ребенком вместе с мамой.

Что формируется у ребенка: любовь к миру, любовь к себе, ценность себя, формируется «самость» – внутренний стержень, душа, фундамент личности.

Запрос: психосоматика, плохой сон и аппетит, повышенная тревожность, агрессивность, тревожный тип привязанности.

Типичная песочница: игра, предметное действие, повторяемость движений, закапывать, прятать, создавать и разрушать.

Фигуры: крупные фигуры, ведерки, лопаточки, грабельки, уточки, собачки, машинки, куколки и т.п.

В этом возрасте игра с песком развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.
Песочная терапия для детей такого возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.

Данная методика позволит специалистам и родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.

Также песочная терапия может облегчить проявления кризиса трех лет, когда происходит своеобразное отделение ребёнка от мамы.

   Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

Основная задача возраста – игра, игровая деятельность. Ребенок должен наиграться в этот период, чтобы к поступлению в школу у него началась следующая стадия – учебная.

Форма работы: работа с ребенком.

Что формируется у ребенка: освоение модели поведения между мужчиной и женщиной, ролеполовая идентичность, первая модель отношений: у девочек – отец, у мальчиков – мать.

Запрос: реакция ребенка на развод или к конфликты в семье, буллинг в детском саду, проблема сиблингов.

Типичная песочница: сказочные персонажи, волшебные истории, сюжетно-ролевая игра – герои, рыцари, принцессы, драконы, либо борьба, бои, животные.

Фигуры: сказочные персонажи, животные максимально реалистичные, сокровища, драгоценности, зеркала, короны, рыцари, принцессы, драконы.

Для дошкольников песочная терапия особо актуальна. Если малыш сталкивается со сложностями в подготовке к школе, отстаёт в развитии (речевом и пр.), песочная терапия помогает раскрыть творческий потенциал, развить когнитивные и коммуникативные навыки, научиться самовыражению.

Также песочная терапия поможет мягко пережить кризис семи лет.

Особенности проведения песочной терапии для детей

В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта.

Хаос

Ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней.
Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным.

Борьба

Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость.

Разрешение конфликта

Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

 

Материал предоставила Анна Жиркова – клинический психолог, песочный терапевт (телеграм: @annazhirkov)

Статью подготовила: Колесова В.В., ведущий библиотекарь

 

Смотрите также