Ысыах во все времена был и остается для якутян самым важным, почитаемым и любимым национальным праздником, временем сплочения народов, единения с природой.
Якутский праздник ыhыах в старину был единственным праздником общения, на который в назначенное время собирались и стар и млад из отдаленных местностей, поэтому и состоятельные, и бедные старались одеваться в свои лучшие одеяния. Готовились к празднику задолго. Мастера и мастерицы заботились о красочном убранстве коня и прочем снаряжении, старики изготавливали специальные кумысные сосуды, обрядовую утварь, женщины загодя шили себе и своей семье нарядные одежды.
С 19 века праздничной одеждой стали платье халадаай, безрукавка кэсиэччик, мужские рубашки, мужские и женские оноолоох сон, которые непременно надевали со шляпой или с картузом из конского волоса или шалевым платком.
Полный комплект якутского праздничного костюма можно разделить на несколько типов:
Первый тип (женский) состоит из верхней одежды кытыылаах сон, платья халадаай, безрукавки кэсиэччик , головного убора (дьабака), обуви (торбаза), комплекта серебряных украшений (начельник – бастына, нагрудные и наспинные украшения илин – кэлин кэбиьэр, нарукавные и шейные украшения и набедренные украшения «ɵттүк симэҕэ) и обуви из сарыы с широкой окантовкой, оформленной вышивкой, бисером или металлическими бляшками.
Второй тип женского костюма наиболее простой: легкое верхнее пальто оноолоох сон, халадаай, безрукавка кэhиэччик, шляпа из конского волоса или шалевый платок саал былаат, нарядная обувь из сарыы. К нему можно надеть весь комплект ювелирных украшений.
Обязательными компонентами мужского костюма являются рубашка (к нему шелковый пояс «кушат» или вышитые орнаментальным декором пояса), кафтан с кожаным поясом с нашитыми серебряными бляшками и с подвесными деталями «хатат», «кыалык», «кыыннаах быhах», головной убор чомпой, мужская шляпа или картуз из конского волоса и кожаная обувь с широкой окантовкой – билэ. Конструкция мужских рубашек и верхней мужской одежды оноолоох сон не отличалась от женской. Непременным атрибутом у мужчин был пояс, как показатель достатка и богатства.
Важно помнить, что богатое женское нагрудно – наспинное украшение полагается к нарядной одежде кытыылаах сон, бууктаах сон или оноолоох сон, а поверх жилета с халадаем надевают более простое украшение «сүрэх киэргэл». Головной убор тоже должен соответствовать: бастынга или шляпа из конского волоса и шалевый платок. На ноги, если наряд более легкий, можно одеть легкие вышитые тапочки из сарыы.
На сегодняшнее время мы можем считать, что национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Об этом свидетельствует проведение конкурсов этнической моды на разных уровнях: республиканских, региональных, российских, международных. В рамках ежегодного современного праздника Ысыах обязательным стало проведение конкурса «Саха танаhа» на лучший национальный костюм. Цель проведения данного конкурса – не только показ лучших образцов национальной одежды и выявление лучших модельеров и мастеров, но и стремление существенно влиять на сохранение национальной самобытности народа, главная же идея заключается в развитии межнационального сотрудничества в современных непростых условиях.
Мы живем в современном развитом культурно – цивилизованном мире, где наша культура все более стремительно меняется и вглубь, и вширь, мы не должны забывать то этнокультурное наследие, которое нам оставили наши предки. Мы должны его возрождать, развивать и донести до следующих поколений.
Источник:
1. Петрова С.И. Народный костюм якутов: историко – этнографическое и искусствоведческое исследование / С.И. Петрова, З.М. Заболоцкая. – Новосибирск: Наука, 2013. – 208 с.
2. Ысыах в благословенной долине Туймаада / [сост. В.И. Бачанина; авт.текстов: Е.Н. Романова, У.А. Винокурова, А.С. Федоров и др.]. – Якутск: Бичик, 2017. – 120 с.