Ко дню Российского кино мы решили взглянуть с другой стороны на кинематограф, а именно изнутри. Сегодня мы взглянем на то, что нельзя увидеть глазами, а лишь услышать и прочувствовать, а именно музыкальное сопровождение. Оно не живет само по себе, оно является неотделимой частью всего происходящего на экране. Оно будто бы оттеняет картину и дает более ярко и эмоционально почувствовать, и пережить все сюжетные волнения героев.
Раньше, еще в начале зарождения кино, фильмы были немые. Сразу на ум приходит легендарный Чарли Чаплин. Но уже тогда кинематограф неразрывно связан с музыкой. Когда братья Люмьеры демонстрировали первые киноленты, они приглашали таперов, чтобы заглушить треск аппарата, затем импровизацию пианистов для разных кинолент заменили сборники с названием «Музыка для фотопьес», разнящиеся по настроению, а потом уже в кино пришли настоящие композиторы.
Так кто же сейчас занимается подбором музыки?
Несомненно, в кинолентах можно услышать и популярную раннее музыку, но зачастую мы слышим новые звучания, подходящие под настроение фильма, песни, слова которых совпадают по смыслу к кинофильму. Соответственно, можно предположить, что есть человек, занимающийся написанием этих самых песен, по-другому называемых Саундтреками. Музыка в кино – половина успеха ленты.
Итак, помимо режиссера и постановщика в съемочной группе всегда имеется команда из нескольких человек, отвечающих за музыкальное оформление. Обычно это музыкальный супервайзер, композитор, музыкальный редактор и исполнители.
Музыкальные руководители размещают музыку в таких средствах массовой информации, они работают со студиями, музыкантами и их представителями, чтобы выбрать подходящую музыку, а затем получают лицензии на ее использование. Сначала они встречаются с производственной группой, чтобы узнать, какая музыка нужна фильму. У продюсеров могут быть определенные треки, или у них может быть общее представление о музыке или чувствах, которые они хотят. Затем супервайзер находит подходящую музыку и начинает процесс лицензирования.
Музыкальное сопровождение усиливает эмоциональность фильма, создавая звуковое настроение для каждой сцены, наряду со звуковыми эффектами и диалогами. Композитор фильма пишет музыку, часто с помощью оркестратора, в конечном итоге работая с инструменталистами или используя программное обеспечение для цифровой композиции для записи конечного продукта.
Написание музыки – нелегкий процесс, и чтобы подобрать нужного композитора, музыкального руководителя и продюсера должны учитывать многие факторы.
Итак, мы предлагаем вам 5 советов по написанию музыки к фильму.
Независимо от того, записываете ли вы межпланетную эпопею или инди-фильм с участием персонажей, процесс создания требует дисциплины и практичности.
Начните с простой мелодии. Ваша задача как композитора - создать оригинальную, но знакомую тему, которая продвигает историю вперед. Тема должна рассказывать параллельную историю, которую намеревался рассказать режиссер, а не существовать сама по себе как концепция. Используйте это как единственное ограничение, но будьте полностью свободны при создании темы.
Составляйте повествование. Придерживайтесь истории и никогда не бросайте ее. Вы создадите партитуру, которая элегантно сосуществует с миром, создаваемым режиссером. Для этого вы должны жить в мире истории. Чтобы начать жить в мире истории, узнайте его правила у своего режиссера. Помимо чтения сценария, сядьте с режиссером и постарайтесь увидеть историю так, как они ее видят. Ваша цель - найти общий язык, на котором вы узнаете, как вы подойдете к сочинению сюжета.
Подумайте о звуковых палитрах. Ваша звуковая палитра — это уникальный набор звуков и инструментов, которые вы используете для своей партитуры. Музыка и изображение дополняют друг друга, поэтому работайте над созданием звуковых палитр, которые сосуществуют с подходом кинематографиста к рассказу истории. Изучите свет, цвет и редактирование, чтобы убедиться, что ваша музыка помогает в построении мира.
Знайте свою роль в этом процессе. Учтите, что на режиссера фильма работает композитор. Некоторые режиссеры предоставляют композиторам широкую свободу действий, в то время как некоторые имеют очень твердые мнения, которые могут противоречить инстинктам композитора. Когда вы достигли решающего момента со своим режиссером, когда им нравится, как ваша музыка работает с фильмом, вы можете использовать это как рычаг, чтобы убедить их, что аналогичный подход будет работать и в другие моменты, или что вы можете создавать вариант, который будет одинаково эффективно работать и в другой сцене фильма.
Оставайтесь в рамках бюджета. В сегодняшней модели озвучивания фильмов большинству композиторов выплачивается пакетный взнос, который покрывает все, от расходов на запись до собственной зарплаты композитора. Это означает, что как композитор вы, по сути, оплачиваете все затраты на создание партитуры из своего собственного кармана — это означает, что вам, возможно, придется подумать о том, хотите ли вы увеличить производственную ценность партитуры или найдите способы сократить расходы, которые существенно не снизят качество вашей оценки, чтобы ваша компенсация оставалась справедливой.
Статью подготовила Чебан Дарья Иннокентьевна
Источники:
1. https://www.thebalancecareers.com/music-supervisor-career-profile-2460639
2. https://tvoiekino.ru/blog/kak-pishetsya-muzyka-dlya-filma/
3. https://www.masterclass.com/articles/how-to-score-a-film#5-tips-for-writing-a-film-score