Кино…как много в этом звуке!
28 декабря – Международный день кино.
Кино, как самое доступное и массовое искусство существует по историческим меркам всего ничего – какие-то 126 лет. Но, без кино уже невозможно представить современный мир. Его величеству КИНО хочется признаться во всём: и в том, что влюблялись в вымышленные и реальные киноистории, и в том, что создавали себе кинокумиров, и в том, что первые свидания проводили не только в парках, но и на задних рядах темных кинозалов, и в том, что моду, манеру держаться, разные словечки тоже заимствовали из фильмов, и в том, что посмотрев экранизацию, шли в библиотеки, чтобы прочитать первоисточник и сравнить фильм и книгу, и в том, что на полюбившийся фильм бегали по десятку раз, зная уже наизусть его, но смеялись и плакали, страдали и надеялись на чудо как в первый раз, и выходили на улицу просветленные, одухотворённые и счастливые…
А скольким героям старались подражать? А сколько метких словечек ушло в обиходную речь? Нет, с приходом интернета Кино не уступило своих позиций, оно просто заняло свою обширную нишу. Но не слишком ли затянулось лирическое вступление по поводу 126-летия мирового кино? Пора обратиться к истории.
Ключевые слова: братья Люмьер (мало кто их знает по именам: Луи-Жан и Огюст), Франция, Париж, бульвар Капуцинов, Гран-кафе, «Прибытие поезда», 1895 год. Вот из этого набора и вырисовывается лаконичная дата: 28 декабря – Международный день кино. Но не всё так просто как кажется. История, к сожалению, грешит погрешностями. Но библиотекари по своей профессиональной дотошности погрешности не любят.
Итак, история такова. Братья Люмьер действительно были. По натуре своей изобретатели. Люди не бедные. Посему и первый фильм свой сняли (с умыслом или без умысла) увековечив свою фабрику, владельцами которой они и являлись. Действие в этом 46-ти секундном сюжете было довольно прозаическое – выход рабочих из фабрики через проходную (рабочий день закончился). И всё!!! И это навсегда вписало их имена в историю величайших мировых изобретений. А вот тот знаменитый фильм «Прибытие поезда на вокзал «Ла–Сьёта», когда ошарашенные зрители вскакивали со своих мест, чтобы бежать из зала, потому что поезд на экране мчался прямо на них, был не первым, который демонстрировался на платном киносеансе. А именно 28 декабря 1895 года в подвале Гран-кафе, что на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый платный киносеанс документального кино «Выход рабочих из фабрики» (таких выпусков было 10). Надо ли думать, что первые зрители были эти самые рабочие, чей обычный выход с фабрики после трудового дня был увековечен!? Надо сказать, что братья Люмьер изобрели к тому же киноаппарат и запатентовали его.
Победное поступь кино. Первыми догадались предприимчивые американцы, какие барыши можно заработать с нарождающегося развлекательного монстра под названием КИНО. И уже через 16 лет они создали грандиозную фабрику грёз, тем самым придав своему детищу производственный характер. Это был крупнейший Центр киноиндустрии под названием Голливуд. И произошло это в 1911 году. Кино стали величать Великим немым и огромную популярность американскому кино принес Чарли Чаплин, великий актёр именно немого кино.
А что же Россия? Представьте, и она не отставала. Правда, первый 7-ми минутный ролик под названием «Вольница», снятый по мотивам народной песни о Стеньке Разине был создан еще в царской России в 1908 году (то есть 13 лет спустя). А классиками российского (советского) кино стали Сергей Эйзенштейн с его немым фильмом «Броненосец Потёмкин»(1921 г.) и братья Васильевы со звуковым фильмом «Чапаев» (1934 г.) В России широко отмечают 27 августа - День российского кино. Почему эта дата? Здесь напрашивается аналогия с США. Там быстро догадались, как получать миллионные прибыли из нового нарождающегося вида искусства. А в революционной России сообразили, как можно поставить на службу новой революционной власти и революционной идеологии воспитание нового человека с помощью кино. Стали широко известны слова В.И. Ленина: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Поэтому 27 августа 1918 года Декретом Совета народных комиссаров киноиндустрия была национализирована и стала принадлежать государству, которое определяло всю политику киноискусства.
Кино и книга. Экранизация литературных произведений, особенно классиков – это особая страница или даже глава в истории мирового кинематографа. Я думаю, что роль Кино в популяризации лучших произведений мировой литературы неоценима. Оно сделало достоянием всех людей лучшие произведения национальных литератур. Мало того, к творчеству некоторых писателей-классиков кинематографисты возвращались неоднократно, давали новые прочтения и трактовки. И почему в настоящее время так популярна женская книжная проза не только у нас в стране, но и во всем мире? Потому что хорошо экранизируется, мелодрама как жанр переживает пик популярности.
Материал подготовила
ведущий библиотекарь
Галина Иванова