«Кэнэҕэски кэнчээри ыччат кэриэс кэпсээн оҥостуо,
бар дьонум бука бары хоҺоон-ырыа оҥостуо,
кутурҕаннаах ыар олохпун кулуттар номох гыныахтара,
сылдьыбыт суолум тыргыллыа,
сыралаах эрэйим сырдыкка төлкөлүө …».
Манчаары Баһылай кэс тыла
Манчаары – герой народных масс
Василий Федоров родился в 1805 г. в роде Лэкэ Нерюктяйского наслега Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) улуса Якутии в местности Арыылаах в семье Федора Быттааны (1761-1814 гг.) от его второй жены.
О жизни и стихийном бунте Василия Манчаары, как национального героя народа Саха, против произвола улусных тойонов сложился большой материал исторических преданий.
Сбор их и запись были начаты с 1880 г. и продолжаются до наших дней. В итоге некопилась фольклорная, научная и художественная литература, в которой отразились общественно-политические, духовно-нравственные взгляды народных масс, их оценка исторических событий и явлений первой половины XIX века в Якутии, а также действий Василия Манчаары.
Для увеличения поступления ясака и более полного охвата налогом мужского населения воеводская администрация, начиная с 1650 г., предоставила якутским феодалам право самим собирать ясак, встав тем самым на путь классового сотрудничества. С этого времени при полной поддержке царской администрации власть тойонов над рядовыми якутами стала еще больше усиливаться.
В результате союза эксплуататорских классов трудящиеся Якутского края оказались под двойным гнетом: колониального государства и местной аристократии. Якутские тойоны расширяли свои политические и правовые привилегии, усилился захват тойонами земли. На местах они стали почти полными властителями, что привело к усилению социальной
Еще дореволюционное время в представлении одних Манчаары – это разбойник, другие считали его революционером. Противоречивые точки зрения существовали и в советской литературе, причем довольно долго (до 40-х гг.), где споры иной раз принимали острый характер. Казалось бы, что времена дискуссий уже прошли, но вновь начинают проявляться отголоски кризисного состояния жизни в стране, негативные высказывания – нападки на славное имя Василия Манчаары. Наступила пора активного продолжения историографического обозрения накопившейся литературы о Манчаары и выяснения общей научной концепции и теоретических положений. Суть концепции заключается в том, что в произведениях фольклора Василия Манчаары впервые выведен как народный герой, защитник бедноты, непримиримый борец против произвола угнетателей.
Манчаары албан аатынан кынаттанан… / [хомуйан оҥордулар: проф. Н. Д. Неустроев, А. П. Илларионов]. – Дьокуускай : Сахаада, 2017. – 304 с.
Если вы прочтете книгу «Манчаары албан аатынан кынаттанан…», то сделаете правильное представление о Василии Манчаары.
Его 20-летняя непримиримая борьба против угнетателей, богачей-тойонов была глубоко осознанной, мотивированной; имела социально-экономическую основу и служит ярким примером начинающейся классовой борьбы в Якутии. Многолетняя борьба под руководством Василия Манчаары явилась одной из основных причин ликвидации соболино-лисьей формы деления земли и перехода к классной системе распределения. Эта система была заменена лишь в 1928-х гг. «земпеределом».
Тимофеев-Терешкин М. Н. Манчаары : Поэма / М. Н. Тимофеев-Терешкин Манчаары. – Дьокуускай, 2006. – С. 52.
Манчаары просидел прикованным к стене 12 лет, на два года больше объявленного срока. И только 12 марта 1859 г. его освобождают от цепи и приговаривают к бессрочной ссылке в I Бордонский наслег Мархинского улуса Вилюйского округа (Нюрбинский улус, II Мальджагарский наслег). 23 мая Василий Манчаары в ножных кандалах конвоируют в г. Вилюйск, где сняв с него оковы, доставляют к месту ссылки. Там 6 ноября 1870 г. национальный герой и первый известный поэт-импровизатор Василий Федоров–Манчаары и умер.
Михаил Тимофеев-Терешкин, уполномоченный Вилюйского филиального отделения культурно-просветительского общества, собирал материалы о жизни Манчаары. Записывал воспоминания очевидцев и написал «Предание о якутском «разбойнике» Василии Манчаары» (14 марта 1920 г.). От имени Манчаары автор рассказывает, что «Людская неправда оторвала меня от родного пепелища, от близких людей… Много потратил на своем долгом веку, много дел совершил я, но не допускал пролития человеческой крови и теперь мирно доживаю свой век милостью бога и добрых людей, не терпя нужды, не видя обид… Долго я сидел в темнице, большие мучения я перетерпел. Особенно мучили меня язвы от цепей… Однажды я услышал, что в Якутск приехал архиерей Иннокентий. В это время мне было уже около 70 лет. Узнав, что преосвященный должен посетить тюрьму, я попросил арестантов передать архиерею, что несчастный узник Манчаары желает его видеть. Арестанты, по-видимому, передали, т.к. архиерей вошел в мою камеру.
Я бросился ему в ноги и умолял сжалиться надо мною и заставить облегчить мои страдания… Ужасное ли мое состояние или христианские милосердие тронули Владыку, и он обещал ходатайствовать обо мне, и я был вскорости выпущен и по заживлению ран сослан на поселение в Вилюйский округ, местность Мегежек».
Рекомендуемая литература:
Национальный герой Манчаары: e.nlrs.ru/collectiohs/311
Подготовила Ирина Уваровская, ведущий библиотекарь ИМО