Ее стихи помогли ленинградцам выжить в блокадном городе. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из черных «тарелок» репродукторов и укреплялись в вере дожить до победы.
Голос Ольги Берггольц не зря назвали символом Победы, а поэтессу – «блокадной Мадонной» и музой осажденного города.
«Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих стихах глухие их шаги,
их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
кто проходил огонь, и смерть, и лед,
я говорю, как плоть твоя, народ,
по праву разделенного страданья...»
16 мая исполняется 110 лет со дня рождения русской советской поэтессы Ольги Берггольц (1910-1975).
Ольга Федоровна Берггольц родилась в Петербурге, в семье врача.
Окончив филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», затем редактором комсомольской страницы в газете ленинградского завода «Электросила».
Начинала как детский поэт и писатель. Первые поэтические сборники Ольги Берггольц вышли в 1930-1936 годах.
Во время Великой Отечественной войны, оставшись в осажденном Ленинграде, Ольга Берггольц все дни блокады работала в Доме Радио. Ее тихий голос ежедневно звучал в радиоэфире, вселяя надежду в голодных и ослабевших, став голосом самого Ленинграда.
Каждый день она приходила в студию, и в эфир летели ожидаемые блокадниками слова: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».
«..Я буду сегодня с тобой говорить,
товарищ и друг ленинградец,
о свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.
…Мы знаем - нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды.
Но Родина с нами, и мы не одни,
и нашею будет победа».
В эти военные годы родились такие стихи, как «Разговор с соседкой» (1941), «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма «Памяти защитников» (1944), пьеса «Они жили в Ленинграде» (1944). В них – судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычные люди, побеждающие страдания и смерть.
Вместе с коллективом ленинградского радио Ольга Берггольц работала над записью уникального радиофильма о блокаде «900 дней», вышедший 27 января 1945 года (в годовщину освобождения Ленинграда), в котором использовались разные фрагменты звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей).
«Никто не забыт и ничто не забыто» - эти легендарные строки Ольги Берггольц высечены на мемориальной стене Пискаревского кладбища, где похоронено полмиллиона жертв Ленинградской блокады.
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
они защищали тебя, Ленинград,
колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
никто не забыт и ничто не забыто».
После войны выходит сборник «Говорит Ленинград» на основе радиовыступлений 1941-1945 годов.
В 1950 г. Берггольц пишет поэму «Первороссийск», воспевающую самоотверженный труд петроградских рабочих, строивших на Алтае город-коммуну. В 1952 г. Берггольц создает цикл стихотворений о Сталинграде, трагедию в стихах «Верность» (1954), посвященную обороне Севастополя.
В 1959 г. выходит автобиографическая книга лирической прозы «Дневные звезды», по которой в 1968 г. был снят одноименный фильм.
В 1960-е вышли поэтические сборники «Узел», «Испытание», в 1970-е гг. – «Верность», «Память».
Вся жизнь поэтессы, как и ее творческая биография, связана с городом на Неве. Здесь Ольга Берггольц родилась, здесь же и закончила свой путь в 1975 году.
Подготовлено по материалам из открытых источников.