Прошло уже 76 лет со дня празднования ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. А она всё ещё не даёт забывать о себе. Ещё не все пропавшие найдены, ещё не все архивные материалы изучены, ещё не сняты грифы секретности с тех или иных документов военного и послевоенного времени. Почему? Однозначно на этот вопрос не ответишь. Считается, что время не подошло. А белых пятен в военной истории 1941-1945 годов еще много, даже по таким страницам, изученным вдоль и поперёк, как блокада Ленинграда. Города был заблокирован уже 10 июля 1941 года, а полностью от блокады город был освобождён 27 января 1944 года. Прошло уже 77 лет. Осталось совсем мало в живых свидетелей этой страшной трагедии. А известно ли сейчас нам, что долгие послевоенные годы пережитая трагедия ленинградцев вовсе не считалась подвигом.
В последние годы появились статьи, книги, воспоминания, фильмы, которые знакомят нас с «другой правдой», основанной прежде всего на подлинных воспоминаниях ленинградцев, исследовательских материалах, которые собирают и анализируют ученые, историки, писатели, журналисты. Эта статья как раз и основана на двух книгах, которые сразу привлекли внимание и самих петербуржцев и тех, кто изучает и интересуется этой темой. Ольга Федоровна Берггольц, блокадница, поэтесса, писательница. Она выпустила 2 книги, прошедшие строжайшую советскую цензуру (с дозированной правдой): «Февральский дневник» и «Блокадный дневник». И только спустя многие годы после её смерти в 2011 году вышел её «Запретный дневник», который она вела все блокадные дни. Она просто скрупулёзно констатировала факты: что в блокадном городе было людоедство, что там кошки, собаки, птицы, мыши… ели всё. Она была потрясена, когда её отправили в Москву в командировку (но это была одна из причин, чтобы откормить дошедшую до истощения поэтессу), что ни в стране, ни в Москве НЕ знали, что происходит на самом деле в блокадном Ленинграде. Да, из сводок совинформбюро знали, что город окружен, но как там живут внутри осады – представления не имели. Вторая книга ещё более недавняя, чем книга Ольги Берггольц, автор её Владимир Карлович Дмитриев. Книга названа просто –Блокада Ленинграда: Размышление о подвиге и трагедии. В предисловии книги автор предельно искренне написал: «Автор никому не хочет навязывать ни своё, ни чьё-либо ИНОЕ мнение. Он просто приглашает ПОДУМАТЬ. А стоит ли это делать, решить для себя каждый должен сам.
Книга состоит из 35-ти глав, которые написаны в жанре документального рассказа как картинки блокадной жизни, складывающиеся в панораму обыденной жизни города в кольце врага. Например, интересен рассказ «Поваренная книги блокады». В блокадном Ленинграде была своя, особая кухня (только дело было не к кулинарных предпочтениях, а безысходности:
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка из сосновой хвои,
Это всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои. (Юрий Воронов)
Ленинградцам помогали ученые. Так, например, специалисты Ботанического сада издавали брошюры с описанием почти ста видов местных растений, пригодных в пищу. Там же давались рецепты приготовления из них супов, салатов, гарниров, напитков и…даже сладких блюд. О таких рецептах ученые рассказывали на предприятиях, передавали по радио. Большим спросом у жителей пользовался столярный клей, т.к. сырьем для него были кости животных. В качестве продукта использовалась кожа: ремни, портфели, всякие кожаные обрезки из них варили студень. А хлеб поджаривали на олифе. Жаль, что Поваренная книга блокадного Ленинграда не была издана, её рецепты сохранились лишь в памяти живых блокадников.
Первая правда невольно появилась о блокаде, когда первый секретарь Ленинградского Обкома партии собрал в Смольном кинооператоров (их было 22) и попросил снимать ежедневно жизнь города. Они распределились по районам города и стали снимать то, что видели: как лежат трупы на улицах, как идущий человек умирает на ходу, как стоят в очереди у прорубей…Это была тяжелая зима 1942 года. Получилось, что операторы невольно снимали ТРАГЕДИЮ большого города, ведь до этого официальная хроника показывала блокадную жизнь без крови и потерь. Из этих съемок операторов должен был быть сделан полнометражный фильм «Ленинград в борьбе». Когда в апреле смонтированный фильм показали высокому начальству, то его раскритиковали, потому что власти боялись подлинной правды о блокаде, направляя документальную информацию в «нужное» русло-пафосно-героическое и полуправдивое. В результате вызвали из Москвы известного кинорежиссера-документалиста Романа Кармена, и он «подлакировал» ТАК, КАК НАДО…Очень интересна статья «За скупыми цифрами статистики».
Книга адресована школьникам среднего и старшего возраста. Думаю, что её в первую очередь надо читать взрослым и молодежи, а детям, только эпизоды.
В заключении хочу порекомендовать читать книги о прошедшей войне, которые заставляют думать, размышлять о том, почему мы заплатили такую высокую цену жизнями наших людей?
А конкретно о блокаде, читайте книгу Гранина /Адамовича «Блокадная книга». Вместе с двумя упомянутыми в этой статье, они составляют своеобразную трилогию, имеющую ошеломительную по воздействию ПРАВДУ.
Читала, размышляла, думала ведущий библиотекарь Галина Иванова.