Былых дорог моей России навеки памятны следы
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
23.12.2020

Былых дорог моей России навеки памятны следы

Пути сообщений Северо-Востока России XVII – начала ХХ вв.
Просмотры: 2032

Дороги русские, дорожки…
Такими знал я их в былом.
По ним телеги, дроги, дрожжи,
Копытный стук,
Колесный гром,
Лошачье фырканье,
Обозы,
Полозьев скрип, да вьюги стон,
Да шапки в инее морозном,
Да бубенцов бессонный звон.
Дороги – тракты столбовые,
Столбы, столбы.
Былых дорог моей России,
Больших тревог моей России
Навеки памятны следы.

Н. Браун

В конце XIX – начале XX века г. Якутск связывало с остальным миром сухопутными трактами и водным транспортом. От Якутска в разные концы расходилось 6 почтово-пассажирских трактов.

Тракт – большая дорога, оживленная, часто используемая. По тракту возили почту, ездили ямщики; здесь же находились станции, на которых путешественники меняли лошади.

15.06.24.jpeg

Казарян, П. Л. Сухопутные сообщения Северо-Восточной России (XVII в. – 1920 г.) : монография / П. Л. Казарян. – Якутск : Издат. дом СВФУ, 2012. – 147 с. – Библиогр.: 33 назв.

Монография профессора исторических наук П.Л. Казаряна посвящена истории становления и развития сухопутных сообщений Северо-Востока России XVII – начала ХХ вв. Из этой книги Вы узнаете конкретно-исторические условия возникновения и функционирования всех типов трактов (дорог) Северо-Восточной России. Что примечательно, в книге даны карты-схемы всех трактов и путей сообщения Северо-Восточной России XIX – начале XX вв. Приводятся сведения обо всех почтовых, земских станциях, станциях на коммерческих трактах Северо-Восточной России 1731-1920 гг. Предназначена для широкого круга читателей, также будет полезна всем тем, кто интересуется историей Якутии.

На Северо-Востоке России существовали пути сообщения, которые, по современной классификации, можно обозначить как: 1) государственные почтовые тракты (федеральные дороги); 2) земские почтовые тракты – дороги республиканского, краевого, областного, окружного значения; 3) коммерческие тракты – ведомственные дороги; 4) обывательские тракты – дороги районного, местного значения.

1). В первом разделе монографии «Почтовые тракты» освещается история Иркутско–Якутского, Якутско-Охотского, Охотско-Петропавловского, Якутско-Аянского, Якутско-Вилюйского, Якутско–Колымского, Якутско–Жиганского почтовых трактов. Наиболее развитым и оживленным среди них был Иркутско–Якутский тракт. По нему осуществлялась связь с Сибирью и Европейской Россией. Здесь особую роль играла река Лена. Вдоль нее установилось почтовое сообщение. Потом возник регулярно действующий казенный тракт. Его устройство связано с общегосударственными мерами по организации регулярного почтового сообщения через всю Сибирь, предпринятыми в 30–40–х гг. XVIII в. Так появился главный сибирский почтовый тракт, протянувшийся от Петербурга через Петербурскую, Тверскую, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Казанскую, Вятскую, Пермскую, Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии и Якутскую область. От Петербурга до Якутска 8.600 верст, и в 60-х гг. XIX в. было 368 станций.

Почту по нему отправляли 2 раза в неделю, по Амгинскому и Вилюйскому – 2 раза в месяц, а по всем остальным – 1 раз в месяц. В то время открывались почтовые станции, составлялись расписания движения почты, определялся порядок ее перегона.

Зимняя дорога проходила как по речному льду, так и по берегу. Летом пользовались водным путем. Почту и людей возили на лодках – “шитиках”.

Уникальность Иркутско–Якутского почтового тракта заключалась в том, что это был единственный в России внутренний тракт, на котором существовала застава.

2). “Земские почтовые тракты”. Основопологающими нормативными документами по содержанию и организации земских сообщений в областях и приморских управлениях Северо-Восточной России являлись утвержденные положения от 22 июля 1822 г. “О земских повинностях в сибирских губерниях” и от 3 июня 1837 г. “О земской почте”. К ним относятся следующие тракты: Якутско-Амгинский и Амгино-Усть Майский; Средне-Комымск – Нижне-Колымский и Средне-Колымск – Верхне-Колымские тракты; Верхоянско-Булунско-Усть-Янский тракт; Охотско-Гижигинский; Гижигинско-Каменский; Тракты Камчатки – Петропавловско-Нижне-Камчатский; Петропавловско-Тигильский, Тигильско-Большерецкий; Большерецко-Петропавловский; Вилюйск – Верхне-Вилюйская управа – Мархинская управа – Сунтарская управа – Хочинская управа.

3). Коммерческие тракты и пути: Аяно-Нельканский тракт; Ольско-Колымский тракт; Сунтаро-Олекминский путь; Вилюйско-Олекминский путь; Булун-Казачье-Абый-Средне-Колымский путь; Якутско-Удский путь. Эти пути содержали якутские и иркутские купцы. Они бесперебойно перевозили закупленные товары по этим дорогам. Ими они торговали по всей территории Якутии и сибирских губерниях, Москве и на всех торговых ярмарках страны.

Проектировавшиеся тракты и пути: Якутско-Алдомский путь; Гижигинско-Колымский путь; Олекминск-Сунтар-Нюрба-Вилюйск, почтовый тракт; Олекминск – Вилюйск, почтовый тракт; Амур – Алданские прииски, колесная дорога; Нерчинск – Якутск, колесная дорога, Мача – Бодайбо, колесный тракт; Охотск – Юдомский Крест, колесный путь; Тенка – р. Лена, грунтовая дорога; Якутско-Амурский зимний почтовый тракт. Несмотря на постоянно проводившиеся работы по улучшению транспортной службы, и среди них важнейшего Иркутского тракта, к концу XIX века остро встала проблема отсутствия налаженных транспортных связей, что повторялось на протяжении многих десятилетий. Якутский губернатор И.И. Крафт говорил: “Учреждение Якутско-Неверского зимнего тракта позволит намного сократить путь в Якутск от Сибирской железной дороги и удешевит доставку товаров”. Однако эти планы остались не реализованными, несмотря на то, что со сдачей в 1916 г. моста у Хабаровска и открытия сквозного движения от Владивостока до Санкт-Петербурга, дорога работала на Дальний Восток.

Уважаемые читатели! В библиотеках города Якутска Вы можете найти следующие книги:

  • Соколова, С. Е. Табага, ты моя, Табага. Вехи и судьбы. – Якутск, 2017, 182 с. – Библиогр.: 59 назв.

  • Сокровища культуры Якутии : Наследие народов Российской Федерации. Вып. 14. - Можайск, 2011, с. 394–399.

  • История Якутии в отчетах якутских губернаторов. – Якутск, 2007, 152 с.

  • Тимофеев, Д. С. Российская дорога на Востоке. – Якутск, 2007, 172 с.

  • Дорога к океану: новый взгляд на старый тракт. – Якутск, 2004, 240 с.

  • Дороги Якутии. – Москва, 2004, 352 с.

  • Петров, П. П. Улицы и площади Якутска. – Якутск, 2002, с. 17.

  • Энциклопедия Якутии. Т. 1. - Москва, 2000, с. 185-186, 186–188, 188–189.

  • Щукин, Н. Поездка в Якутск. – Санкт-Петербург, 1833, 311 с.

***

  • Мэҥэ-Хаҥалас холкуостаахтара – Ааллаах Үүҥҥэ. - Дьокуускай, 2018, 496 с.

  • Ааллаах Үүн таhаҕасчыттара. – Дьокуускай, 2011, 160 с.

***

  • Антонов, Е. П. Якутская интеллигенция : проблема выхода к Охотскому морю // Якутский архив. – 2006. - № 1. – С. 21-28. – Библиогр.: 37 назв.

  • Казарян, П. Л. Якутск – Аян: дорога к морю // Полярная звезда. – 2005. - № 1. – С. 48-58.

  • Казарян, П. Л. Первый начальник Аянского порта // Якутский архив. – 2004. - № 4. – С. 35–48. – Библиогр.: 57 назв.

Подготовила Ирина Уваровская, ведущий библиотекарь ИМО

Смотрите также