Беседа с артистом драматического театра и кино
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
22.11.2021

Беседа с артистом драматического театра и кино

Просмотры: 3420

И снова здравствуй, наш читатель.

В нашей рубрике #все профессии нужны, все профессии важны, посвященной в этом месяце Всероссийской неделе «Театр и дети» (24-30 ноября), новая гостья – талантливая и очаровательная Жанна Николаевна Ксенофонтова, артистка драматического театра и кино, работает в Саха академическом театре им. П. А. Ойунского.


Жанна здравствуйте, мы очень благодарны, что Вы согласились принять участие в нашем проекте несмотря на Ваш загруженный график.

Расскажите немного о себе. Как пришли к профессии артиста? Где учились?

- Здравствуйте, у вас очень интересный и необычный проект, поэтому я не могла отказать.

Я родом из Вилюйского улуса, село Хампа. И однажды к нам в деревню с гастролями приехали ребята, выпускники высшего театрального училища имени Михаила Щепкина, с концертной программой. Выступали на сцене амбициозные, перспективные и конечно же безмерно талантливые будущие актеры, такие как Дмитрий Шадрин, Алексей Егоров - Еркен, Ильяна Павлова, Геннадий Турантаев, Татьяна Легантьева, Елена Маркова и др. Их выступления настолько меня заворожили, что в тот момент во мне зародилась мечта стать актрисой, хотя в то время уже точно видела себя в будущем переводчиком английского языка. И вот с того самого момента начался мой путь к мечте. Стала заниматься в театральной студии при музыкальной школе, активно участвовала во всех постановках, становилась лауреатом различных фестивалей, так пролетели мои школьные годы. После школы отучилась три года в Якутском колледже культуры и искусств им. А. Д. Макаровой и затем в 2009 году поступила на актерское отделение Арктического государственного института культуры и искусств. Мастерами курса у нас были Андрей Саввич Борисов и Ефим Николаевич Степанов – мэтры своего дела, мне очень повезло.

Значит это был судьбоносный концерт для Вас.

Нашим читателям будет очень интересно узнать, какой график работы у артистов театра? Вероятно, он отличается от принятого в большинстве учреждений – с понедельника по пятницу и от 09:00 до 18:00.

- У нас ненормированный график работы и каждый из нас это полностью принимает, потому что творчество и вдохновение не могут ждать и их невозможно вогнать в какие-либо рамки. Порой рабочий материал бывает очень объемным по содержанию, тогда возникает необходимость в дополнительных вечерних репетициях.

Если вы хотите связать свою жизнь с искусством, надо помнить, что артист не работает, а служит театру.

Расскажите, как проходит Ваш день в день премьеры спектакля?

- Нашу работу рутиной точно не назвать, каждый день что-то новое. В день премьеры обычно с 10:00 часов начинаются репетиции на разных площадках театра, у нас там три зала: лабораторный, малый и большой.

Война войной, но обед по расписанию, так что с 13:00 и до 14:00ч. – обед. И затем опять репетиции и так почти до самого спектакля. Но за час до представления нам надо успеть загримироваться, надеть костюмы, сделать прически. И в это же самое время нужно уже переключиться на своего героя и вжиться в образ, проделав какой-либо свой личный ритуал или тренинг. У всех он разный: кто-то медитирует, кто-то делает упражнения на артикуляцию, а кто-то небольшую зарядку.

И наступает главное волшебство - сам спектакль, длится он обычно не более трех часов. После наступает приятная усталость и удовлетворение от проделанной работы, особенно если была хорошая отдача от благодарного зрителя. 


Как Вы думаете, в чем сложность Вашей профессии? Какими качествами должен обладать артист, чтобы быть востребованным в своем деле?

- Артисты – это те же обычные люди, со своими личными проблемами, горестями и переживаниями, порой все мы сталкиваемся с различным негативом. И лично для меня иногда сложность возникает, когда в день спектакля необходимо моментально сменить настроение и эмоциональное состояние. И я как актриса, должна эмоционально собраться, переключиться и все плохое оставить за порогом театра. Выйти на сцену и отыграть роль на 100%, особенно если играем в комедии. Ведь наш зритель не виноват, что у нас плохое настроение. Он купил билет, пришел в свой выходной день отдохнуть и насладиться искусством, и мы не имеем права его подводить.

Иногда в один день сменяются локации, площадки выступлений и нам ко всему этому надо быть готовыми, необходимо обладать такими качествами, как скорость мышления, гибкость и мобильность. Все это поможет держаться в обойме.


Как лично у Вас проходит подготовка к роли? Это до сих пор абсолютно творческий процесс или с опытом он приобретает некую рутинность и становится в некоторых моментах механическим действием?

- Нет, подготовка к роли – это мой самый любимый процесс. Сначала знакомишься с новым материалом работы, это занимает, грубо говоря, неделю. А потом наступает время для продумывания биографии персонажа, конечно в целом все зависит от автора произведения, но мы все равно получаем маленькую «лазейку» для творчества. В процессе домысливания всего образа, я всегда задаюсь такого рода вопросами, как: почему персонаж так сказал? почему так поступил? Вплоть даже до вопросов: почему герой выбрал, допустим, именно красные перчатки и т.д. То есть порой это вопросы, которые даже не имеют ответов. Но если получается для себя найти ответы на все вопросы, то появляется понимание роли и уверенность в возможности ее воплотить. Весь образ становится целостным, да и текст быстрее запоминается. Ведь всегда интереснее наблюдать за глубокими и сложными героями.

Насчет рутинности я затрудняюсь ответить, так как пока не могу себя назвать опытной актрисой, но очень надеюсь, что нет, не станет. Потому что каждый персонаж - это отдельная жизнь с его кульбитами, поражениями и победами.

Вы часто на сцене импровизируете?

- Как я говорила до этого, «лазейка» для творчества, а именно – импровизация, возможна если артист хорошо владеет материалом и досконально проработал образ своего героя. Признаюсь честно, я тоже порой импровизирую, но всегда стараюсь это делать с большим уважением к первоисточнику. И всегда надо отталкиваться от реакции зрителя, если она положительная, то и при следующем выступлении все можно повторить. Но если зритель воспримет импровизацию отрицательно или не будет никакой реакции, то лучше отказаться от нее и все забыть. Импровизация возникает во время исполнения и для нее необходимо иметь уверенность в себе и обладать малой толикой безобидной наглости.


Есть ли у Вас любимая роль? И кого Вам было бы интересно сыграть в будущем?

- Все мои роли для меня как дети, поэтому не могу ни одну из них выделить как особенно любимую. Единственное, что иногда вызывает во мне некую досаду и в частности это касается моих ролей в кино, это то что нельзя ничего изменить. Хочется иметь машину времени, чтобы иметь возможность повторить дубль еще раз и уже по-другому. Думаю именно поэтому снимают ремейки фильмов, потому что появляется идея новой трактовки.

Моя хрустальная мечта сыграть Анну Каренину из одноименного романа Льва Толстого. Очень сложная и противоречивая героиня. Сыграть ее было бы для меня вызовом и огромной честью.

Было бы очень интересно увидеть Анну Каренину в Вашем воплощении.

У многих артистов есть некие амулеты, а есть ли у Вас свой «театральный тотем»?

- Мой «тотем» не имеет материального воплощения, это просто комбинация определенных цифр. Например, если в течение дня увижу где-нибудь эти цифры в определенной их последовательности, значит спектакль сто процентов пройдет удачно.

Что Вы думаете о якутском театре сегодня? Куда он движется?

- Сейчас в связи с пандемией мы живем и работаем в ограниченных рамках, но даже в военные годы театры работали. Время очень циклично и виды искусства неизменны, поэтому у театра не будет конечной остановки. Но он будет видоизменяться, будут применяться новые технологии, новые методы и формы и др. Но даже когда человечество переберется жить на Марс, там тоже будет Театр. В этом я уверена.

Давайте поговорим немного о Вас лично. Расскажите о Вашем хобби?

- У меня тысяча и одно хобби. Обожаю смотреть хорошие фильмы, в последнее время стала увлекаться детективами и супергероями. Люблю читать биографии актеров и режиссеров. Обожаю заниматься спортом, в частности бегом. Бег и музыка – идеальное сочетание. А также нахожусь в непрерывном поиске еще одного хобби.


Если бы у Вас была возможность сменить поле деятельности, какую профессию Вы бы хотели еще освоить?

- Придет время, когда я попробую себя в роли режиссера.

Какие книги можете порекомендовать нашим читателям? Назовите Вашу самую любимую книгу или автора.

- На данный момент как раз дочитываю Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и никак не могу домучить книгу Конар Аффинити «Чужекровка».

Знаете, сейчас много кто рекомендует книги, но я сегодня хочу дать антирекомендацию. Не советую читать слишком много мотивационной литературы с советами как разбогатеть или открыть свой бизнес, вряд ли успешный человек будет делиться своей работающей формулой успеха. Подходите к выбору книг осознанно и продуманно, чтобы получить от них действительно что-то полезное для себя.



Статью подготовила
Василина Ефремова, главный библиотекарь


Смотрите также