В дошкольном возрасте важно развить познавательные функции, к этим процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь (устная и письменная).
В стенах библиотеки прошел мастер-класс для родителей от Елены Фоковой, психолога МБДОУ ЦРР №2 «Олененок»:
До трех лет ребенок осваивает материальный мир, а в игре взаимодействует непосредственно с предметами. С четырех лет начинается вхождение в человеческую культуру. С этого возраста начинают формироваться произвольные познавательные функции (память, внимание, мышление, восприятие, воображение). Самый сильный стимул – успех и похвала.
Многим взрослым не интересно играть с ребенком в игрушки – катать машинки, строить башенки, поэтому представленные игры будут сочетать в себе несколько функций: развивающую, обучающую, эмоциональную, мотивационную, личностную. Играть можно между делом, без насилия, используя подручные средства. Все игры легко адаптируются под любой возраст и индивидуально под каждого ребенка. Заканчивать следует легкой игрой, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.
Игры на развитие памяти:
Игра 1.
Перед ребенком выставляем 8-10 игрушек или картинок, называем каждую фигурку (картинку), далее просим ребенка отвернуться или закрыть глазки, прячем одну игрушку и, когда ребенок открывает глаза, спрашиваем: «Кто спрятался?». Далее можно усложнить, спрятав по 2 фигурки (картинки). Данную игру можно изменить, спрятав все игрушки (картинки), и спросив ребенка «Кто был? Какие картинки были?»
С детишками пяти лет и старше можно использовать схематичные изображения.
Игра 2.
Ребенку для запоминания предлагают карточку с изображением 10 невербальных символов. Время для запоминания - 60 секунд.
Задание: воспроизвести символы по памяти, если имеется доска, лучше использовать ее.
Игра 3.
На разноцветные карточкам из цветной бумаги наклеиваем различные картинки. Ребенок по очереди называет цвет карточки и что на ней изображено. Далее показываем цветные карточки по одной, но уже без картинки. Ребенок должен вспомнить, что было изображено на той или иной карточке.
Игра 4. Осязательная память. Цель: развитие осязательной памяти, мелкой моторики рук.
Игра предназначена для детей от трех лет. Кладем в мешочек различные кубики или фигурки. Ребенок на ощупь угадывает, что лежит в мешочке.
Усложняем: спрашиваем, какая фигура была первой, какая второй и т.д.
Игры на развитие внимания:
Игра 1.
Перед ребенком выставляем в ряд цветные кубики 2-3 цветов. Дается инструкция: красный - хлопаем, желтый - топаем. Далее пальцем указываем на каждый кубик без вербальной подсказки.
Можно усложнить, разбавив третьим цветом, например, зеленый - гладим по голове.
Ребенок выполняет задания: при указывании взрослым на красный кубик- хлопает в ладоши, на желтый - топает ножками, на зеленый - гладит по головке себя.
Игра 2. Корректурная проба.
Цель игры – не скорость выполнения задания, а нахождение всех одинаковых картинок на листе, что позволит развивать внимание, усидчивость, наблюдательность и память. Помимо этого, ребенок будет тренировать зрительно-моторную координацию.
Даем инструкцию ребенку, в нашем случае, найти определенного поросенка.
Игра 3. «Найди отличия»
Занятие предназначено для дошкольников старшей возрастной группы (5-6 лет)
Цель игры: развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.
Игры на развитие мышления:
Игра 1. «Четвертый лишний».
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Выкладываем четыре картинки, три из которых сгруппированы по одинаковому признаку, а одна картинка - лишняя. «Какая картинка лишняя? Почему?».
Игра 2. «Какой фигуры не хватает?»
Цель: упражнять детей в последовательном анализе каждой фигуры, выделении признаков, свойственных фигурам, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
Игра 3. «Поможем художнику»
Цель игры: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Рисуем на доске или листе бумаги различные фигуры. Просим ребенка дорисовать, чтобы получилась картинка.
Материалы предоставила Елена Фокова, психолог МБДОУ ЦРР №2 «Олененок»
Составитель: Федорова Дария Михайловна