Социология: вопросы исследователю
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Социология: вопросы исследователю
18.05.2021

Социология: вопросы исследователю

Просмотры: 2707

Все мы знаем, что социология — это наука, изучающая общество, а социологов обычно ассоциируем с проведением опросов, составлением рейтингов, анкетированием. Если посмотрим глубже, то мы увидим, что данная наука рассматривает общество как единую систему, состоящую из разного рода социальных общностей (это этнические, профессиональные, территориальные, гендерные, возрастные и др. объединения людей). Социология изучает отношения между этими общностями, исследует поведение людей в обществе и объясняет его, т. е. данная наука изучает все явления взаимодействий между людьми, все социальные слои, нормы, ценности, роли, статусы, общественное мнение, все то, что возникает через социальные отношения и что мы называем «социальной жизнью». Сегодня мы немного поговорим со специалистом, для которого социологическое исследование — это не просто ежедневная рутина, но прежде всего интересный и вдохновляющий творческий процесс.

Расскажите вкратце о себе, чем вы занимаетесь, почему выбрали социологию своей профессией?

Меня зовут Неустроева Аиза Борисовна, я социолог, провожу экономико-социологические исследования, работаю в Академии наук РС(Я) и преподаю в СВФУ. Я мама 4 детей. Окончила Финансово-экономический институт ЯГУ им. М.К. Аммосова по специальности «Экономика и социология труда».

При выборе профессии я ориентировалась на экономическую специальность, так как у меня математический склад ума, но потом меня «утянуло» в социологию и науку. После окончания ЯГУ поступила в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в г. Улан-Удэ в Бурятском государственном университете по теме «Особенности социальной мобильности населения северных регионов (на материалах Республики Саха (Якутия)».

Какие этапы подготовки социологического исследования для вас наиболее увлекательны?

Я очень люблю этап написания программы исследования, когда ставят цели и задачи, выбирают методы и формулируют гипотезы, готовят инструментарий. Для меня это чистое творчество. И еще люблю этап обработки новых результатов, когда получаешь ответы на свои вопросы. Мне нравится работать с большими базами данных, интерпретировать их.

Если говорить о методах, то все методы исследования заслуживают внимания. Их выбор зависит от объекта, предмета и целей вашего исследования. Своим студентам я советую использовать одновременно несколько методов — количественный и качественный, тогда работа получится более глубокой и интересной. 

Какое самое необычное исследование вы проводили?

Когда я только начинала работать в научном институте, мы с коллегами провели исследование среди бездомных людей, лиц без определенного места жительства, брали у них интервью. Мы получили разные истории о жизни этих людей, меня поразило, что они не всегда правильно оценивают свое положение, как будто смотрят на мир через розовые очки и, несмотря ни на что, верят, что у них все будет хорошо.

Вы также совмещаете основную профессиональную деятельность с работой социолога в библиотеке, какие наиболее интересные исследования для библиотек вы проводили, что больше всего запомнилось?

Я помогаю библиотекарям проводить научные исследования на самые разные темы — это и экологическое просвещение, детское и подростковое чтение, потребности посетителей библиотек, цифровая компетентность, имидж библиотек и др. Наши коллеги проводят очень много интересных исследований, которые потом становятся проектами или внедряются в работу, готовятся статьи. Это очень важное направление в библиотечной деятельности. 

Изобр1.jpg 

Любите ли ходить в библиотеки, что любите читать?

У меня есть довольно большая домашняя библиотека, которая досталась мне от родителей, от старых хозяев дома, часть книг я покупаю сама. Чтение художественной литературы для меня это отдых и большая роскошь, так как времени ни на что не хватает. Я очень люблю фантастику, русскую и зарубежную классическую литературу. Когда читаю, я записываю в блокнот интересные мысли и идеи, которые приходят мне в голову. Люблю сложные книги, которые заставляют думать, сопереживать. Для подготовки лекций я каждый день прочитываю специализированную профессиональную литературу, научные статьи и монографии. Так как у меня есть маленькие дети, мне очень удобно пользоваться электронными библиотеками, не выходя из дома быстро находить нужную мне информацию, учиться у других ученых и специалистов.

Какие способы приобщения детей и взрослых к чтению вы считаете наиболее эффективными?

Я считаю, что самым эффективным способом приобщения ребенка к чтению является личный пример и совместные семейные чтения. Совет родителям: если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал больше книг — начните сами читать, рассказывайте о книгах, посещайте книжные магазины и библиотеки, выбирайте интересные книги с ребенком. Хотя бы раз в месяц проводите семейные вечера с книгой. Нельзя наказывать ребенка чтением, заставляя его читать. Огромную роль здесь играют школы и библиотеки. Но школы большой упор делают на техническую сторону. Поэтому мне хотелось бы, чтобы библиотеки помогали детям обсуждать прочитанное и то, что их волнует. В этом плане очень полезными считаю книжные клубы, где читателям помогают с выбором интересных книг, где можно поиграть и почитать, поговорить на разные темы. 

На что советуете обратить внимание сотрудникам библиотек при планировании социологического исследования?

  1. До начала анкетирования или интервью составьте программу вашего исследования, в которой распишите цель, задачи, объект и предмет, гипотезы и методы, календарный план и ожидаемые результаты.
  2. Можно использовать количественные или качественные методы сбора данных. Выбор того или иного метода исследования зависит от вашего объекта, предмета и цели.
  3. Если вы проводите анкетирование, необходимо составить выборку исследования. Существуют разные виды отбора респондентов в выборочную совокупность. Не всегда большой массив выборки будет репрезентативным и достоверным (т. е. не всегда верен подход опроса как можно большего количества людей). Грамотно составленная выборка в зависимости от пола, возраста и других социально-демографических характеристик — это модель вашей генеральной совокупности.
  4. Старайтесь публиковать результаты вашего исследования в журналах и участвовать в конференциях, так вы сможете получить оценку вашей работы от профессионалов и в дальнейшем ее улучшить.
  5. Научно-исследовательская деятельность — это интересный и творческий процесс, не бойтесь делать ошибки, читайте и знакомьтесь с работами других исследователей и коллег. Желаю всем удачи!

С.В. Попова

Смотрите также