Школьный учитель – это самая благодарная должность и работа
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Школьный учитель – это самая благодарная должность и работа
Статья
05.10.2023

Школьный учитель – это самая благодарная должность и работа[16+]

Просмотры: 1049

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян.

Дмитрий Иванович Менделеев


5 октября по всей стране отмечается День Учителя. В этот день принято поздравлять работников сферы образования, проводить массовые мероприятия, различные онлайн-акции и тд.

В честь праздника мы решили встретиться с уникальным человеком, который посвятил свою жизнь науке, педагогической деятельности, общественной работе в сфере школьного образования, развитию научно-исследовательской работы школьников в Якутии.

Знакомьтесь, Михаил Михайлович Черосов – и. о. директора Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова, начальник Образовательного центра Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр Сибирского отделения РАН», доктор биологических наук.

– Расскажите немного о себе.

– На данный момент я исполняю обязанности директора Якутского научного сельского института сельского хозяйства имени М. Г. Сафронова Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук».  Вот такое длинное название!  Я родился в городе Якутске и окончил городскую школу. Далее трехлетняя учеба в Якутском государственном университете, потом перевелся и окончил Ленинградский государственный университет. По окончании служил в армии, потом вернулся в ЯГУ, откуда был направлен на учёбу. Работал в университете в должности заместителя декана по научной работе биолого-географического факультета.  Научная деятельность моя связана с Башкирским госуниверситетом, там я учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, поступил в докторантуру и написал докторскую.

В 2000 году прошёл по конкурсу на должность директора Института северного луговодства Академии наук Республики Саха (Якутия). В дальнейшем институты АН РС(Я) были переведены обратно в федеральное подчинение и институт присоединился к Институту биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук. Там я работал в должностях от ведущего научного сотрудника до заведующего лабораторией.  В 2022 году я был назначен исполняющий обязанности директора ЯНИИСХ.

Я всегда успевал совмещать науку с образованием, общественной работой, работой с молодежью. Область моих научных интересов - геоботаника, популяционная ботаника, а сейчас она немного расширяется до агроландшафтоведения и пространственной организации сообществ и ландшафтов территории. По общественной работе и с подачи университетских руководителей стал заниматься молодёжной наукой, организацией конференций для студентов. В дальнейшем, когда появилась программа «Шаг в будущее» и Председателем был Владимир Петрович Ларионов, а я стал секретарем этого Совета, еще активнее совместно с коллегами стали заниматься общественной работой по развитию научно- исследовательской работы школьников.

С этого момента я стал еще более тесно работать со школьной системой, потому что данная должность предполагала много организационных вопросов и взаимодействий с Управлениями образований в улусах/районах и с Министерством образования и науки республики, в целом. Начиная с 1995 года и вот почти 28 лет я тесно связан с образовательной системой. Началась работа с таким мощным проектом как физико-математический форум «Ленский край» (особенно тесно взаимодействовал с момента работы директором Форума Владимиром Анатольевичем Егоровым). Фактически он являлся инициатором создания при поддержке Егора Афанасьевича Борисова Малой Академии наук республики. И она была создана. Мне же пришлось стать Первым председателем Наблюдательного Совета Малой академии наук. Это очень интересная и важная структура для развития проектно-исследовательской работы школьников, фактически взявшая эстафету от Фонда «Бар5арыы», который начал данную работу в Якутии с 1995 года.

Я очень благодарен всем структурам за то, что они меня ввела в круг дополнительного образования детей, она своеобразная «вершина» внеурочной работы в Якутии.

Я принял участие в дальнейшем в становлении Международной Арктической школы и в ряде других проектов в образовании (конкурс «Моя профессия-ИТ», Wordlskills Junior и др.).

– Что побудило вас встать на преподавательскую стезю?

– Я был направлен из Якутского университета в Ленинградский госуниверситет для завершения образования и возвращения на родину для преподавательской деятельности в родном Якутском госуниверстете.  Просто другого выбора не видел, кроме как вернуться в университет и отработать в том месте, в котором верили и поддерживали меня. В меня верил Конон Евсеевич Кононов – мой Учитель и его ученики.  Я вернулся в Якутск, начал работать на кафедре географии, потом на кафедре экологии и в лаборатории геоботаники ЯГУ. Это была работа связана с молодёжью и с преподавательской деятельностью. Я впервые стал читать лекции, научился их планировать, работать с аудиторией, готовиться к ним заранее. Все под лозунгом «Надо!». Я же был послан университетом учиться для того, чтобы отдать ему обратно частичку того, что в меня вложили, была некая обязанность вернуть то, чему научился и что знаю. Ну и конечно некая предрасположенность к преподавательской деятельности у меня была, есть некоторые способности.

– Расскажите немного о своём опыте работы преподавания в СВФУ.

– Я начал преподавать в университете на постоянной основе в должности ассистента с 1992 года, а в начале 2000 года уже с должности зам.декана по научной работе ушел в целевую докторантуру. Это были годы, когда необходимо было разрабатывать множество документов по предметам, надо было успевать за новинками литературы. У меня были самые разные предметы, не только любимая моя геоботаника. Это были чаще курсы, связанные с охраной природы и общей экологии. Некоторое время работал заведующим кафедрой экологии, ныне эколого-географическое отделение. Считаю, что мышление экологов и географов очень близко. В ходе совместных работ мы получаем новые результаты, новые направления и новые интересные области. Считаю, что опыт вузовской работы у меня по ЯГУ и СВФУ достаточно большой.

Я до сих пор не прерываю контактов с университетом. В частности, я участвую как член и председатель ГАК по специальности, которую я вел долгие годы как заведующий, но и в целом, есть дипломники, которых я радостно беру, занимаюсь с ними, потому что это очень важно – передать знания новому поколению.

– Ваши пожелания молодым преподавателям.

– Молодым преподавателям я желаю быть личностями, которые должны всегда менять себя, развиваться, чтоб потом сменить тех, кто сейчас более опытный и пока лидер области. Пройдет время и уже молодым надо будет стать лидерами. Это длинный путь к вершине, к которой надо стремиться и превзойти самого себя. Есть такие выражения «Не сотвори себе кумира!», «Превзойди своего учителя!». Эта та планка, к которой надо стремиться! Молодежь, не бойтесь ничего, ставьте амбициозные задачи, выполняйте их и двигайтесь вперед! Молодым учителям, которые пришли в школу. Не делаете свою работу с каменным печальным лицом. Вы делаете благородную работу! Моя мама, Галина Николаевна Пономарева, выпустила в школе 6 выпусков: сотни учеников, которые считают ее классной руководителем, тысячи – которых она учила как предметник. Я вижу как ученики школы ей благодарны за те знания, которые она им дала. Школьный учитель – это самая благодарная должность и работа. У меня как преподавателя вуза с многолетним стажем такого уважения и почитания нет и не будет. Студенты – люди взрослые и преподаватели вуза не играют такой роли в жизни человека как школьные учителя. Мою мать ее ученики, на мой взгляд, просто боготворят и для нее ее ученики это почти родные дети. Сейчас он сами уже бабушки, дедушки, мамы и папы. А ее любят, как порой любят своих родителей. Я просто восхищаюсь ей, она мой образец для подражания! Ей 91 год, она работала в 20 и 14 школах города Якутска, ее многие знают. Я вижу, что ее профессия благодарная и ту энергию, которую она в свое время дала своим ученикам, теперь получает от них, своих детей, обратно – и это самое ценное в ее жизни. Если все люди будут иметь такое окружение, то это будет счастье. Ее ученики – все мои хорошие товарищи, мы все как братья и сестры. При встрече с ними я словно чувствую родственную связь и понимаю, что как важно что она вкладывала в них всю свою любовь. Моя мама – Человек и Учитель с большой буквы. Аналогично мой отец, Михаил Андреевич Черосов, тоже Учитель с большой буквы, преподаватель Якутского университета, у него тоже очень много учеников, которые его обожают, вспоминают о нем.

Обращаюсь к молодым учителям! Ваша профессия очень благородная, благодатная и не пытайтесь «убежать» из школы. Да, поначалу будет тяжело, но трудности временны и постепенно войдете в рабочий процесс, а потом поймете, что выбрали правильную профессию и достигнете своих высот. Удачи вам во всем!


Статью подготовила:

Эверстова В.Д., библиотекарь 1 категории










Смотрите также