Интервью | Мама – педагог-новатор
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Интервью | Мама – педагог-новатор
30.12.2022

Интервью | Мама – педагог-новатор

Просмотры: 2736

Мы продолжаем делиться с читателями опытом известных и успешных мам в Якутии, которые состоялись в жизни как профессионалы. Следующий гость проекта «Мама в профессии» Ирина Сергеевна Бурцева, заместитель директора по содержанию образования МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №38 г. Якутска», учитель английского языка, отличник молодежной политики РС(Я), обладатель знака «Надежда Якутии» (2015 г.).

О детстве.

Что Вы помните лучше всего из своего раннего детства? Опишите момент, который часто вспоминаете, став уже взрослой.
Путешествие в рюкзаке. Мои воспоминания о детстве начинаются с 3-х лет. Что ни странно, я очень отчетливо помню все яркие события именно с этого возраста, и большинство из них связаны с моим отцом. Я так хотела пойти с папой на охоту, что залезла в его рюкзак и спряталась. Меня не стали переубеждать, потому что уже тогда я имела свое мнение и принимала решения. В итоге мое первое путешествие в лес было на спине у папы в рюкзаке. Я помню каждое мгновение: погоду, наши разговоры, широкую и теплую спину отца. Лес казался волшебным, поля огромными, мы увидели зайцев, изучали следы зверей, делились едой с бурундуками. Сейчас я понимаю насколько это было тяжело брать с собой трехлетнего ребенка, да еще и девочку. Но благодаря таким поступкам родителей у меня было прекрасное детство и любовь к природе.

Кем Вы хотели стать в детстве?
Что касается выбора профессии. Кем я только не хотела быть! Когда я решила стать астрономом, родители приобрели для меня энциклопедии, звездную карту, телескоп. Когда я захотела стать работником зоопарка, мне дали возможность разводить животных – это были курицы, кролики, поросята, хомяки, рыбки, крысы и т.д. Я пробовала себя во всем, мне нравились все профессии. С детства таскала всюду два чемодана (старые дедушкины). В одном из них были тетради, дневники, наборы ручек, карандаши, анкеты. В другом чемодане я хранила старые дедушкины журналы учета, финансовые отчеты, бланки, деньги. Сейчас я понимаю, что в детстве я уже предугадала свою деятельность.

Я – мама, хранительница домашнего очага.

Каков был для Вас первый год материнства?
Я родила в осознанном возрасте, ребенок был долгожданный. Благодаря помощи моей мамы и семьи, я особо не ощутила сложность первого года, больше наслаждалась процессом. Каждый день был уникальным и потрясающим.

Что для Вас является главным в воспитании детей?
В нашей семье очень важно иметь свое пространство, уважать мнение родных, слышать друг друга. Воспитывая своих детей, опираемся на свое воспитание трудом, переданное от старшего поколения. Поощряем творчество и фантазию. Например, мы практически не покупаем игрушки своим детям. Вы не подумайте, что у нас нет возможностей, просто таким образом они больше ценят свои игрушки, много фантазируют, делают их своими руками. Что касается трудового воспитания – то это неотъемлемая часть того самого семейного воспитания, мы не заставляем, мы влюбляем их в этот процесс, показывая свой пример. Про родной якутский язык я тоже хочу немного упомянуть. Поначалу это было очень трудно, старший ребенок сильно путался, говорил в одном предложении используя два языка. Я чуть не опустила руки, но все же решили, что будем продолжать. Дома смотрели только НВК, читали только якутские сказки, каждый раз объясняли значения слов на двух языках. В 4 года эта проблема пропала, и ребенок сейчас полностью различает языки. А со вторым ребенком по языку проблем вообще не было, потому что этот путь был уже пройден. Обязательно знакомим с культурой, национальной едой, героями и музыкой. Дети очень любят слушать истории и легенды.

Каков распорядок дня мамы?
Распорядок дня, наверное, как и у всех, но у нас есть четкое время сна, дети ложатся спать рано и просыпаются рано независимо от времени года и каникул.

Как находите выходы из той или иной ситуации в воспитании детей?
У нас не было случаев, когда ребенок мог капризничать в общественном месте или просить купить ту или иную игрушку в магазине. Наверное, потому, что я перед любым выходом даю определенную установку, напоминаю правила поведения и составляем необходимый список покупок вместе с детьми. Во внутренний конфликт детей мы стараемся не лезть, дети легко обижаются и быстро забывают, к тому же, если возникают какие-то проблемы, они должны сами научиться их решать, а не ждать, что кто-то кого-то поругает и все на этом закончится.

Полагаетесь на свое материнское чутье, изучаете литературу? С кем-то советуетесь?
Я не особо читаю литературу про материнство, больше полагаюсь на материнское чутье, могу посоветоваться с мамами, дети которых прошли определенные этапы развития.

Где и с кем дети, когда мама с папой на работе?
Наши помощники – это бабушки, дедушки, тети и дяди. Только благодаря им дети могут посещать кружки и секции, когда мы на работе. Но тем не менее, мы всегда стараемся уделять внимание детям в вечернее время, проводим вместе выходные.

Какую роль в воспитании детей играет супруг?
Отец играет важную роль именно в воспитании ребенка, тогда как мама больше уделяет время заботе и благополучию. Если мои мысли всегда заняты развитием ребенка, кружками, внешним видом, то папа больше уделяет внимание на физическое развитие, воспитание внутреннего стрежня, вопросами решения проблем. Он учит простым, но очень важным вещам, например, как держать слово, не обижать маленьких, помогать маме, учиться на ошибках и т.д. В этом плане мы с мужем имеем одинаковую точку зрения в воспитании и образовании детей.

Как не бояться идти вперед и найти баланс между семьей и работой?
У нас есть девиз «Чем больше ты занят, тем больше у тебя времени и тем больше это время ценнее». Работа работается на работе, а дома это семья, домашние задания и игры, семейный ужин и традиции. Я очень ценю время, и чтобы успеть, имею свои лайфхаки как на работе, так и дома. Никогда не приношу работу домой и никогда не жертвую воскресеньем. Четкое распределение – гарантия гармонии семейного очага.

О моей работе.

Что для Вас важнее всего в работе?
Любовь к детям, коллективизм, творчество и гарантия завтрашнего дня. Я очень люблю работать в школе. Мне всегда интересны рассказы детей, обожаю улыбки, их скромные поступки, решительные действия. В школе каждый день аншлаг, ты идешь туда и не знаешь, что тебя ждет – «опасный штиль» или «легкий тайфун». Коллектив школы это тот удивительный контингент людей, которые фанатично любят свою работу, отдают все внимание и энергию детям. Мои коллеги все творческие, талантливые, креативные и отзывчивые. Работать в такой среде одно удовольствие.

Что побудило вас стать на преподавательскую стезю?
Школа – это белый лист, мы здесь создаем целые жизни и будущую судьбу человека, и это настолько глубокое чувство ответственности и азарта, что я прилетаю на работу вприпрыжку. Школа имеет добрую ауру, это единственное место для детей, где можно ошибаться и получить разные возможности решения, помощи и поддержки. Когда ты понимаешь, что являешься творцом личности и наблюдателем взросления, то перехватывает дух. После первого года своей работы в школе я решила попробовать себя в другой сфере, была дизайнером и в течение двух лет создавала прекрасное, но не было этих чувств, которые хотелось ощущать на работе. Поэтому я вернулась в школу.

Как относитесь к школьной дисциплине?
С дисциплиной на уроках у меня никогда не было проблем. Всегда стараюсь делать уроки настолько интересными, чтобы им не хватало времени на разговоры или беспорядки. Но я не люблю также слишком тихие уроки, потому что дети должны говорить, размышлять и спрашивать. К любым проступкам детей отношусь спокойно, они изучают мир, пробуют, самое главное, чтобы по итогам этих проступков они сделали себе выводы и исправили ситуацию.

Каков ваш план управления классом?
Я выпустила свой класс. Классный коллектив – это не только дети, это и родители, братья сестры, бабушки и дедушки. Мне очень повезло с родителями, которые поддерживали мои всевозможные безумные идеи. Я могла повести всех на картошку, убираться на территории округа, выступать на площади, а самое главное, все классные мероприятия проходили для всей семьи. Поэтому мои дети знали имена всех братьев и сестер, бабушек и дедушек нашего классного коллектива. Я сейчас со всеми держу связь и считаю, что это лучшее управление классом, пусть и сложное.

Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
Профессия учителя очень глубокая, она бросает тебя от крайности до крайности, испытывает твои возможности и раскрывает те способности, о которых, может, ты и не знал. Наверное, это самое творческое место из всех профессий. Здесь ты художник и сценарист, режиссер и костюмер, психолог и судья, продавец и врач, актер и переводчик, и этот список можно продолжать. В 50% случаев моей работы мне нравится работать именно в такой творческой среде.

Если бы снова пришлось выбирать новую профессию, согласились бы стать учителем?
Я считаю, что человек, который работал в школе, может работать где угодно. Этот путь сложный и тернистый, но это того стоит, поэтому однозначно «Да!».

Учительское закулисье.

Чем на самом деле учителя занимаются в учительской?
Хотелось бы ответить, что они отдыхают, но, к сожалению, это не так. В большинстве случаев это проверка тетрадей, заполнение журналов, подготовка к каким-либо мероприятием или к следующему уроку. Конечно, есть минутки общения, но это общение практически всегда про учеников, отчеты и мечты о прекрасной системе образования.

Перемена существует для учителя или ученика?
Перемена должна быть у всех. Это отдых как физический, так и моральный. Это возможность переключиться. Я не из тех учителей, которые могут задержать детей на перемене, но не люблю, когда дети выскакивают, услышав звонок. Учитель должен распределить время урока так, чтобы все успеть самому, а дети не могли опаздывать на уроки, чтобы не было утеряно время в получении знаний. Такая вот гармоничная гармония.

Бурцева Ирина Сергеевна - книжная леди.

Какой способ чтения книг Вы предпочитаете?
Раньше мне нравилось читать только книги в бумажном формате. Но сейчас читаю и электронные и традиционные.

Какой жанр Вы предпочитаете?
Я люблю якутскую литературу, интересуюсь легендами других стран, уделяю много внимания науке о земле, очень интересуюсь темой астрономии. Замечаю, что на разных этапах своей жизни или с возрастом читаю разное. Раньше всегда читала детективы, романы. В студенчестве перешла на стихи, сейчас больше читаю разные статьи, очерки, научные работы.

Могли бы сказать, сколько книг Вы прочитали за последний год?
Только одну книгу. Я читаю его раз в три года. И каждый раз совсем другие ощущения.

Ваша любимая книга.
«Хара кыталык» Ивана Гоголева-Кындыл, безусловно, та книга, которую я буду читать и перечитывать. Эта любовь скорее всегда зародилась даже не из-за содержания самой книги, а от того, какие впечатления она оставила после первого прочтения. Однажды наш учитель якутской литературы Алевтина Пятионовна Николаева спросила: «Знаете ли вы, что такое «второй голос» и как он появился у одной якутской девочки? А тайна такого дара спрятана в этой книге». Она начала читать отрывок из книги и прервала чтение на самом интересном месте, сказав: «Урок окончен, до свидания!». В те дни школьная библиотека была заполнена учащимися, все хотели узнать тайну дара девочки. Читали книгу от корки до корки, обсуждали, ждали друг от друга отзывов, кто-то читал вслух, кто-то комментировал, и эти кадры счастливых моментов заставляют меня окунуться в чтение этого произведения снова и снова, чтобы хотя бы на минуту почувствовать ту детскую увлеченность моих друзей, бурные обсуждения, громкий смех, споры и поиск тайны.

Как бы вы мотивировали учащихся читать?
Любая книга – это квест. Надо понять и пройти до конца. Она может легко вас перенести в другой мир, в другие страны, пространства. Заставить вас смеяться, волноваться, заплакать, прочувствовать одновременно множество эмоций. Книга может дать ответы на твои вопросы, открыть тайны или раскрыть сюжет фильма лучше, чем на экране.

Бурцева Ирина Сергеевна без глянца.

Какое ваше самое лучшее путешествие?
Каждое путешествие уникально, полно своими событиями и воспоминаниями. Я очень благодарна и горжусь собой, что в студенчестве решила поехать учиться в Америку. Работала усердно и копила, поэтому, находясь там, я наслаждалась каждой минутой и брала максимально много нового, нужного и полезного, чтобы воспользоваться этим в будущем. Кроме учебы посещала и интересовалась разными сферами, общалась с людьми, ездила в другие города. Все это точно пригодилось мне в жизни.

Что для вас отдых? Какой он? Как возобновляетесь и где набираетесь сил?
Всегда по-разному, зависит от времени года и насыщенности. Бывает, что мне нужна тишина, но в большинстве случаев я отдыхаю, когда убираюсь дома или выполняю физическую нагрузку. Мне обязательно один раз в год необходимо съездить в родные края, посетить любимые места, походить по двору босиком, покопаться в огороде, наблюдать за звездами. Как-то раз я летом работала в детском лагере, лето промчалось так быстро, и наступило 1 сентября. Тогда я поняла, что пусть даже я очень люблю свою профессию и детей, но от детей тоже надо отдохнуть. После этого я в лагерях не работала. 

Был ли в Вашей жизни момент или событие, которое радикально изменило ваш взгляд на мир?
Был. У нас в семье сгорел дом, и спустя три года сгорел второй дом. Муж заболел, можно сказать врачи вытащили его с того света. Очень сильно помогли все окружающие нас люди, и только благодаря им не опустились руки. Многие вещи не поддавались объяснению, но все же мы не стали зацикливаться на проблемах, страдать или перекручивать то, что уже произошло. Наступил момент, когда материальные ценности ушли куда-то на 150 место в нашей жизни, и семейная атмосфера стала прекрасной.

В каких источниках ищете силы, чтобы каждый день двигаться вперед, развиваться и продолжать вдохновлять других?
Сила в семье, в любви, в желании жить с целью, делать добро и, возможно, оставить какой-то след в истории. Много мечтать, представлять, создавать и придумывать.

Вы можете перечислить ваши «хочу» как дочери, женщины, мамы, успешного человека.
Как дочь – хочу, чтобы мама всегда была рядом, не болела и не грустила.
Как женщина – хочу всегда быть любимой женой, разговаривать и смеяться часами вместе с супругом.
Как мама – хочу, чтобы дети были здоровыми, счастливыми и умеющими постоять за себя.
Как успешный человек – хочу радоваться успехам своих ребят.

Что для Вас счастье?
Это полная гармония: здоровые, счастливые, любимые самые близкие люди. Когда есть хорошие друзья, желанная работа, интересный досуг, хобби, отдых.

Материал подготовила
Розалия Максимова.


Справка:
2022 г.  – старший модератор Федерального проекта «Лига Будущего» по проведению креативных сессий в Республике Саха (Якутия).
2020 г. – финалист народной премии «Гордость Якутии» в номинации «Лидер молодежной организации».
2019-2022 гг.– заместитель председателя Молодежного совета Федерации Независимых профсоюзов России по направлению «Профсоюзное обучение».
2019-2022 гг.– руководитель Республиканского Вектора развития молодых специалистов при Министерстве по делам молодежи и социальным коммуникация Республики Саха (Якутия).
2018-2022 гг.- Председатель Молодежного совета Ассоциации территориальных объединений организаций профсоюзов Дальневосточного Федерального округа.
2017 г. – Председатель Общественного совета Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия).
2016-2022 гг. – Председатель Молодежного совета Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия).
С 2016 по 2022 год заместитель председателя Ассоциации творческих молодых учителей г. Якутска «Столица».
С 2015 по 2022 год член Ассоциации молодых педагогов Республики Саха (Якутия).
С 2014 по 2022 год заместитель председателя Молодежного совета Республиканского комитета профсоюзов работников народного образования и науки РФ.

Смотрите также