Дети и чтение в век технологий и цифровой информации
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Дети и чтение в век технологий и цифровой информации
01.06.2021

Дети и чтение в век технологий и цифровой информации

Просмотры: 3503

Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Люди стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли это? Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы.

Польза чтения книг для детей очень велика. Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры. А еще ученые доказали, что чтение в течение 6 минут, снижает уровень стресса более чем в 2 раза. Прослушивание спокойной музыки и пешие прогулки – лишь на втором и третьем месте в снятии стресса.

С вопросами о детском чтении мы обратились к Евдокии Анатольевне Неустроевой, детскому психологу, кандидату педагогических наук, доценту СВФУ им. М.К. Аммосова.

- «Дети и чтение…» - эта тема всегда волновала родителей, но особенно актуальной она стала в наше время – в век технологий и цифровой информации. Как вы считаете, почему современные дети не любят читать?

- На мой взгляд, главной причиной не любви к чтению современных детей, в том, что они не видят своих родителей читающими. Книгу заменили смартфоны, планшеты и телевизоры, а родители часто не вылезают из соцсетей. Конечно, есть замечательные аналоги - электронные книги, но это, наверное, всегда будет спорным вопросом, что выбрать печатную книгу или электронную, лучше, когда они дополняют друг друга. Все же, на мой взгляд, настоящий любитель чтения вырастет в доме, где есть обычные, книжные книги.

- Как пробудить интерес к чтению?

- Пример родителей, близких членов семьи, читающие родители – читающие дети, вот он первый интерес. Раньше чтение было почти основным видом семейного досуга, сейчас больше просмотр ютуба, к сожалению, больше в нем развлекательного контента, хотя есть и много качественного, обучающего. Современным родителям с книгой сложнее, во-первых, надо иметь книги дома, во-вторых, надо найти время почитать ребенку, показать картинки, их прокомментировать, ответить на кучу вопросов, быть при этом эмоционально вовлеченным, читать с интонацией, ставить правильные смысловые паузы. А если появляется любимая книжка, то и читать ее надо по многу раз, это не просто, проще включить мультик и заняться своими домашними делами. Значит привитие интереса к чтению – это, прежде всего, организация времени в семье, я бы сказала наработанная привычка читать, уделять этому достаточное время. Интерес появляется тогда, когда это ценно и интересно в первую очередь родителям, значит создавать условия для пробуждения и поддержания интереса ребенка к книгам, например, дарить в подарок - книгу, вместе с ребенком выбирать книги в книжном магазине, уже в дошкольном возрасте записаться в детскую библиотеку и быть ее постоянным читателем, ведь библиотечная атмосфера формирует особое отношение к книге. Многими исследователями было доказано, что чтение дает ребенку – хорошую речь, отличную память, образное мышление, развитое воображение и как следствие любовь к книге.

- Евдокия Анатольевна, есть много родителей, которые хотят уберечь детей от травм восприятия в литературе. Они считают, что их малыш не должен плакать, читая книгу, бояться и переживать. Они выбирают книги, в которых нет ничего трагичного. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Как вы считаете, нужно ли детям читать грустные истории или истории с плохим концом?

- Я считаю, что важнее удерживать разумный баланс, детям необходимы все знания о мире и отношениях в нем. Ну и конечно же, многое зависит от возраста ребенка, в раннем и дошкольном возрасте важны простые, понятные, чаще позитивные сюжеты, по мере взросления ребенка понятия должны усложняться. Например, понимание добра и зла, давая ребенку только одну из сторон, мы не сформируем у него общей картины миры, ведь одно познается только при наличии другого, оппозиционного начала, ведь мир состоит не только из добрых людей и радужных пони. Истории должны показывать детям полный спектр доступных ощущений. Если говорить о грустных или страшных историях, они воспитывают у ребенка умение выдерживать страхи, справляться с ними, это возможность отрепетировать ситуацию, пережить её в безопасных и максимально комфортных условиях. Страхов много, они разные, часто именно через книгу ребенок впервые сталкивается и понимает многое о несправедливости, о смерти, о конечности существования всего живого на земле, во многих притчах или сказках заключаются вековые отношения к таким не простым явлениям жизни, как нравственный выбор, долг, любовь, потери, в них заложены образцы поведения, так называемые архетипы, а все сказочные персонажи - это архетипические образы. Не все сказки должны заканчиваться «…и жили они долго и счастливо», на мой взгляд, все же плохая концовка иногда учит состраданию намного больше, чем хеппи энд, а грустный финал или мрачная история делает книгу глубже и поучительнее. И тут, наверное, главным для родителей будет не желание уберечь своего ребёнка от всего плохого, злого и пугающего в мире, а научить справляться со всем этим – и своими эмоциями в том числе, детям нужно иногда пугаться, нужно иногда грустить. Детям нужны разные эмоции. Если страшные истории ребенку не нравятся, или они вызывают у него слишком сильные эмоции, не надо настаивать и торопить события, не надо фиксировать внимание ребенка, например, на страшных иллюстрациях, нужно ослабить пугающий тон голоса при чтении, важно относиться серьёзно к чувствам ребёнка, значит скорее он пока не готов и дорастет до них позже. А в заключении я хотела бы сказать, что нет детских книг, которые могут навредить психике ребенка, есть низкокачественная литература, она не вредная, скорее пустая, она не развивает, не воспитывает ребёнка, а просто служит развлечением. И такая литература была, есть и будет существовать всегда. Важно уметь выбирать. Каждая книга как путешествие, и важно этот путь ребенку показать, увлечь, вступать вместе с ним в это путешествие с интересом и удовольствием, а научившись, он поплывет сам…

- Спасибо, Евдокия Анатольевна, за ваши ответы и пожелания. Надеюсь, что для родителей это была полезная информация. Так что читайте книги и прививайте любовь к чтению своим детям с раннего возраста. Недаром говорят, что существует две категории людей: те, кто читает книги и те, кто слушает тех, кто читает.


Материал подготовила 
главный библиотекарь абонемента 
ЦГБ имени В.Г. Белинского 
Ненахова Людмила Николаевна

Смотрите также