28 февраля в Карелии и Финляндии отмечается День «Калевалы» – национального поэтического эпоса. Этот день выбран, потому что именно эту дату Элиас Лённрот, финский фольклорист и составитель «Калевалы», поставил рядом со своей подписью в предисловии к первой законченной рукописи и отнес ее в типографию. Произошло это в 1835 году, а официальный праздник впервые отметили в 1860 году.
Первое издание «Калевалы» вышло в 1835-1836 годах в виде двух книг, её тираж составил 500 экземпляров. Лённорт продолжал работать над этим произведением и спустя 14 лет, в 1849 году, выпустил окончательный вариант эпоса, состоящий из 50 рун (песен). До работы Лённорта руны (песни, истории) существовали отдельно и только в устной традиции, и именно он оформил их в единое эпическое повествование, «Калевалу». Дословно Калевала переводится как «место жительства – Калева», то есть, действия поэмы происходят в стране, которая называется Калева.
Эпос о сотворении мира
Как и многие эпические произведения, «Калевала» начинается с зарождения мира и появления первого героя – старца Вяйнямёйнена. Именно он, путешествуя несколько лет по воде, находит земли Калевы и засевает их растениями. Рядом существуют другие страны, Лапландия и Похьёла, в которые периодически наведывается герой (в частности для того, чтобы найти себе невесту).
Еще два героя «Калевалы» – богатырь Лемминкяйнен и кузнец Ильмаринен, о приключениях которых рассказывает эпос. В последующем все три персонажа пересекаются для того, чтобы сражаться с чудовищами и совершать подвиги, которые иногда кажутся для читателя довольно странными, но именно они объясняют те или иные природные явления.
Последняя, пятидесятая руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребенка девой Марьяттой. Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом карельского героя, но младенец упрекает старца в несправедливости. Устыдившись, Вяйнямёйнен уплывает навеки, спев в последний раз дивную песнь и уступив место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.
И сказал он при отъезде,
Так промолвил на прощанье:
«Вот исчезнет это время,
Дни пройдут и дни настанут,
Я опять здесь нужен буду,
Ждать, искать меня здесь будут,
Чтоб я вновь устроил Сампо,
Сделал короб многострунный,
Вновь пустил на небо месяц,
Солнцу снова дал свободу:
Ведь без месяца и солнца
Радость в мире невозможна».
Интересные факты
По мотивам «Калевалы» карельский композитор Гельмер Синисало написал балет «Сампо». Впервые он был поставлен в Петрозаводске 27 марта 1959 года. Этот балет имел большой успех и множество раз исполнялся в СССР и за границей.
Мотивы «Калевалы» используются в лирике метал-группы Amorphis.
Карело-финский эпос «Калевала» вошел в сокровищницу мировой литературы. Это источник информации о жизни, быте, верованиях северных народов. За эти годы «Калевала» была переведена на 45 языков. Существует около 150 сокращенных переводов.
По мотивам «Калевалы» был снят совместный советско-финский фильм «Сампо».
Каждый год 28 февраля в Финляндии и Карелии проходят уличные костюмированные шествия «Калевальский карнавал», а также театрализованные представления по сюжету эпоса.
В Карелии есть поселок городского типа Калевала (до 1961 года село Ухта). В районе нынешнего посёлка известный финский фольклорист Элиас Лённрот в XIX веке записал многие руны, вошедшие во всемирно известный карело-финский эпос «Калевала». По легенде, в этом посёлке стоит сосна, под которой когда-то работал Лённрот;
В 2019 году исполнилось 170 лет второму дополненному изданию эпической поэмы Элиаса Лённрота «Калевала». В честь этого события 2019 год был объявлен в Карелии Годом «Калевалы».
Статья подготовлена по материалам сайтов:
Смольникова Ю.В., вед.библиотекарь