Менеджер по продукту (Product Manager) занимается полным циклом разработки — от анализа рынка и создания первого прототипа до продаж. Словом, он руководит командой специалистов, которые на разных этапах подключаются к созданию и продвижению продукта.
В ходе деятельности по созданию продукта продакт-менеджер анализирует состояние рынка, ассортимент и цены, при этом формируя особые требования к новому продукту, чтобы они соответствовали потребностям клиента.
Продакт-менеджер активно сотрудничает с другими специалистами: маркетологами, инженерами, дизайнерами, производственными структурами, продавцами, технической поддержкой для достижения главной цели — получения максимального дохода от реализации нового продукта. Причём важно привлечь к работе необходимого специалиста в нужный момент. Успех любого продукта зависит от умения менеджера понимать потребности целевой аудитории и иметь чёткое представление о том, как их можно удовлетворить.
Одним из самых важных моментов в работе продакт-менеджера является контроль на всех уровнях создания продукта: над производством, качеством, персоналом, продвижением товара. А новый продукт, чтобы быть конкурентоспособным, должен соответствовать многим требованиям, описанным в документах по стандартизации, паспортизации, продвижению. Ведь даже самую гениальную идею можно испортить ненадлежащим исполнением или несогласованными действиями команды.
Особенности профессии
Должностные обязанности продакт-менеджера зависят от сферы его деятельности. Если это отрасль IT, то продакт-менеджер может руководить созданием сайта, игры, мобильного приложения и т. п. На пищевых производствах — создание новых видов продуктов или расширение ассортимента уже известных за счет добавления новых ингредиентов и улучшения качества. Функциональные обязанности могут быть разными в зависимости от вида деятельности компании — производитель, дилер, дистрибьютор.
Но общим для всех отраслей является жизненный цикл создания продукта, который состоит из следующих этапов:
- исследование и планирование;
-
разработка дизайна;
-
реализация и тестирование;
-
выпуск и продвижение.
В рамках этого цикла продакт-менеджер руководит разработкой продукта, выполняя следующие функции:
- изучение рынка конкурентных продуктов и отрасли в целом;
-
составление плана и стратегии создания и развития нового продукта;
-
планирование KPI (key performance indicator – ключевые показатели эффективности) продукта по срокам (краткосрочно и долгосрочно);
-
контроль за производством продукта;
-
подготовка и проведение презентации продукта для покупателей;
-
разработка ценовой политики, системы скидок и льгот;
-
подготовка документов для сертификации продукта в госорганах сертификации;
-
контроль за продажами продукта, спросом на него, проведение социологических опросов с целью последующего совершенствования;
-
разработка методов по увеличению продаж;
-
переговоры с клиентами.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Перспективная и востребованная профессия
-
Высокая оплата труда
-
Большие бонусы в случае особо успешного продукта
Минусы
- Необходимость сотрудничать с разными специалистами требует широкого кругозора и высокого уровня коммуникабельности
-
Сложность согласования действий различных специалистов
-
Необходимость работать в условиях цейтнота
-
Необходим повышенный уровень терпения и настойчивости на любом этапе работы
Важные качества
- креативность
-
лидерские качества
-
системное мышление
-
аналитические способности
-
умение убеждать
-
способность внимательно слушать и чётко излагать проблему
-
коммуникабельность
-
стрессоустойчивость
-
умение вдохновлять и объединять команду
-
способность увидеть и выбрать лучших профессионалов в нужный момент
-
ориентированность на постоянное развитие
-
настойчивость
Рroduct manager – одна из самых востребованных сегодня вакансий. Главная особенность – высокий уровень оплаты труда. Но важно понимать, что на специалиста ложится большая ответственность.
Перспективы профессии
Если вы задумываетесь о том, как устроиться на работу продакт менеджером и надо ли, предлагаем посмотреть на статистику:
- В 2020 году приблизительно 1500 компаний искали управляющих запуском конкретных продуктов. В 2021 году указанные цифры только продолжают расти, указывая на то, что направление – перспективное, интересное и актуальное
-
Средняя зарплата продакт менеджера – 150 000 руб. В IT суммы намного больше, так как приходится работать с зарубежными проектами. Максимальная сумма – 600 000 руб.
Один из главных плюсов указанного направления – возможность работать в условиях фриланса.
Карьерный рост специалиста возможен в двух направлениях: в вертикальном – стремление занять более высокую позицию (начальник отдела маркетинга, директор по маркетингу); в горизонтальном – перейти к совершенно другой группе продуктов (что характерно технической и фармацевтической отрасли).
Вариантов развития – масса. Решили двигаться в представленном направлении? Будьте готовы к тому, что всегда придется отслеживать последние изменения, оставаясь при этом мобильным, гибким и изобретательным.
Статью подготовила: Иванова М.М.