Обзор | Учимся говорить правильно
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Обзор | Учимся говорить правильно
Статья
14.11.2022

Обзор | Учимся говорить правильно

Просмотры: 1715

Для многих взрослых людей воспоминания о человеке, пытающемся в их далёком светлом детстве «выудить» у них звук «р» и обладающем поражающей способностью без запинки произносить скороговорки — яркие ассоциации, оставленные в памяти работой специалиста, чей профессиональный праздник отмечается ежегодно 14 ноября. А именно — Международный день логопеда, который пока празднуется только в сообществе данных специалистов. Это несмотря на то, что с каждым годом число пациентов с проблемами и дефектами речи растёт.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — отрасль педагогической науки, которая изучает нарушения речи, способы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Впервые вопросы коррекции речевых нарушений описаны в работах по сурдопедагогике 17 века (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и других дефектов речи у слышащих). Со второй половины 19 века изучение недостатков речи при нормальном слухе приобрело самостоятельное, но по преимуществу медицинское направление. Так, исправление речи, причем только некоторые отклонения, стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медсёстрами.

С конца 19 века стали разрабатывать другие способы понимания, анализа и передачи речи, и спустя полвека новые подходы в терапии позволили лечить психологические факторы, лежащие в основе речевых расстройств. С каждым годом научные представления о речевой деятельности совершенствовались, и в результате общество получило современную логопедию, которая, опираясь на общие принципы дефектологии, взаимодействуя с психологией, физиологией, языкознанием, рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Сегодня большая часть пациентов логопеда — это, бесспорно, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Однако, логопед работает не только с детьми, но и решает проблемы, связанные с речевой коммуникативностью взрослых людей.

Сфера деятельности этого специалиста не ограничивается исправлением произношения отдельных звуков, она охватывает гораздо более широкий спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врождённых физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванные психологическими травмирующими факторами.

Учитывая важную роль логопедов в жизни пациентов и был учрежден в 2004 году этот международный профессиональный праздник.

Интересные факты

Специалисты, исправляющие «фефекты фикции» работают, в первую очередь, с человеческой речью. Вот несколько интересных фактов о ней.

  1. Каждый разговор обеспечивает нам немалую физическую нагрузку – в процессе беседы человек задействует около сотни мышц шеи, груди, челюсти, губ.

  2. Одни и те же слова могут обретать разный смысл, в зависимости от того, каким тоном и с какой интенсивностью они произнесены. Из будничного вопроса «Как дела?» ваш собеседник сможет сделать вывод о вашем настроении, отношении и ответе, который вы ожидаете получить. Предзаданность смысла ваших фраз контролируется благодаря работе и координации мышц, задействованных в речи.

  3. 14 – максимальное количество звуков, которое человек может произнести за 1 секунду.

  4. Дети начинают изучать язык ещё в материнской утробе. Например, во французских семьях младенцы плачут с повышающейся интонацией, характерной для их языка. В немецких – напротив, с понижающейся.

  5. Человек – единственный из всех млекопитающих обладает весьма широким диапазоном звуков. Благодаря эволюции голосовой аппарат у нас находится в гортани ниже, чем у кого-либо из приматов. Поэтому мы – уникальные обладатели резонансной системы большого спектра, без которой невозможно представить речь и любой из существующих языков.

  6. Нежвано в кокам пряодке напнсаиы бвукы в своле. Чолевек сомежт его почерсть, елси певаря и пснлеодяя бвука нхоадтяся на совем мсете. Это подрисхоит из-за тгоо, что члосвеечекий мзог не чтиеат кжадую бкуву, а сичвытеат своло цлекиом.

Источники: calend.ru, kp.ru

Нажмите для увеличения

Говорю грамотно

Пособие является авторским курсом Елены Молчановой по запуску и развитию речи малышей, нашедшим немало поклонников в сети инстаграмм. Основная цель пособия – сделать речь малыша более связной, грамматически правильной, расширить его словарный запас.

Весёлые игровые упражнения помогут ребёнку научиться использовать в разговоре более сложные формы слов; правильно согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами; не путать предлоги; украшать свои истории подробностями и деталями, а также интересно и с пользой провести свободное время.
Книга большого формата, с крупными цветными иллюстрациями предназначена для с совместной работы взрослого и ребёнка с целью развитию речи малыша в процессе игры.

Нажмите для увеличения

Логопедические игры и упражнения

В книге собраны логопедические задания, разработанные Еленой Михайловной Косиновой – логопедом-практиком и педагогом, автором популярных развивающих книг и пособий для детей. Важно, чтобы малыш с самого раннего возраста научился правильно произносить звуки родного языка. Задания и упражнения помогут ребёнку вовремя начать говорить и читать, стать более внимательным и овладеть навыками правильного произношения слов.
Надеемся, что выполнение заданий доставит немало приятных минут вам и вашему ребёнку!


Нажмите для увеличения

Научите ребенка выговаривать р-р-р…

Если ваш малыш научился говорить, но пока не слишком чётко это делает, не расстраивайтесь и не паникуйте. Многократное повторение того или иного звука, а также исправление неправильного произношения этого звука на занятиях и в обычной речи ребёнка обязательно приведут к успеху. Эта книга станет вам незаменимым помощником, так как в ней вы найдёте большое количество скороговорок, чистоговорок, загадок и считалочек для автоматизации правильного произношения наиболее трудных звуков.


Нажмите для увеличения

Если дошкольник плохо говорит

В книге известного логопеда-практика Т. А. Ткаченко, автора более 80-ти книг и пособий изложена подробная, эффективная методика коррекции такого сложного нарушения как общее недоразвитие речи. Система рекомендована Министерством образования РФ, соответствует ФГОС ДО, проверена 45-летней практикой автора. Издание поможет специалистам и родителям научно, комплексно и действенно справляться со сложным, распространённым дефектом речи.


Нажмите для увеличения

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей

Методическое пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, практикующим логопедам, педагогам, психологам, воспитателям, врачам и родителям, имеющим детей в возрасте 3–5 лет.


Нажмите для увеличения

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.


Нажмите для увеличения

Шпаргалка для логопеда

"Шпаргалка" для учителя-логопеда поможет специалисту спланировать свою деятельность с детьми в течение дня и недели, продумать оснащение логопедического кабинета, своевременно подготовить отчёт, сообщение и конспект занятия, оформить необходимую документацию с учётом современных требований. "Шпаргалка" поможет учителю-логопеду найти ответ на все интересующие его вопросы. Книга предназначена для логопедов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов педагогических вузов и колледжей.

Смотрите также