Талантливая артистка Анастасия Ларионова родилась 25 декабря 1921 г. в селе Тулагино-Кильдямском наслеге Якутского района. Окончив 3-ю советскую школу г. Якутска, в 1937г. поступила в студию Якутского драматического театра. Летом 1940 г. представители Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского выбрали 32 одаренных детей из числа студентов Якутии. Там и была наша Настя. Первый год учебы в Ленинграде прошел быстро…
1941 г.- начало войны. Страшно представить те блокадные дни Ленинграда, где оказалась Анастасия, что она чувствовала, как выжила. В первые дни войны почти все парни якутской студии ушли на фронт, а девушки остались защищать город. В городе на Неве остались 10 студенток театрального института – К. Гаврилова, Т. Ядрихинская, М. Будищева, М. Захарова, А. Старостина, В. Павлова, П. Борисова, Е. Самсонова, Т. Монастырева и А. Ларионова. Под обстрелом и бомбежкой они рыли окопы, противотанковые рвы у Ладожского озера; в самом городе строили баррикады, дежурили в больницах, сдавали кровь для раненых и истощенных детей; строили огневые точки, в бомбоубежищах исполняли концертные программы, заколачивали окна домов досками, клеили стекла бумагой, чтобы их не выбило во время артобстрела. Студентов зачислили бойцами противовоздушной обороны – во время воздушного налета они дежурили на крышах зданий, тушили зажигательные бомбы. Студентки-якутянки разделили участь сотен тысяч граждан блокадного Ленинграда. Из девчат театрального института в январе 1942 г. умерла от истощения Татьяна Монастырева, она до самого конца не теряла надежды и не падала духом. Защищать Ленинград остались и студентки Педагогического института народов Севера – В. Миронова, М. Жирохова, А. Жирохова, Л. Кулачикова. Многие однокурсники: Гоша Чусовской, Таня Монастырева, Миша Климентов, Миша Ермолаев, Миша Бурнашев, и другие, погибли. Анастасия и Анастасия Тихоновна были сильными и храбрыми, чтобы получить 125 грамм хлеба, они сдавали кровь для раненых и истощенных детей. В январе, в блокадном Ленинграде, у ребят даже состоялась сессия! Было очень холодно. Ребята чувствовали большую слабость, многие качались, но держались до конца. Все 12 человек сдали экзамены.
Когда открылась дорога Жизни через Ладожское озеро, преподаватели института кое-как отправили восемь обессиленных девчонок в Якутск. Во время бомбежки, по дороге домой, Дуся Самсонова и другие студенты погибли. Перебрались через фронт лишь семеро. Мечтали о театре, надеялись вернуться после войны в Ленинград. Но судьба не была милосердна. Никто из них на учебу в родной Театральный больше не вернулся. Актрисой стала только одна из них — Анастасия Петровна Ларионова.
По возвращении на родину, до 1943 г., работала в Наркомпросе, затем в театре. Некоторое время трудилась в издательстве «Кыым», где встретила своего суженого, Вешникова Василия Григорьевича. В 1950 г. она вернулась в театр. Возвращение на сцену стало для Анастасии глотком свежего воздуха. Она с головой окунулась в работу, играя разноплановые роли, демонстрируя свой талант и мастерство. Зрители полюбили ее за искренность, эмоциональность и глубину создаваемых образов. Брак с Василием Григорьевичем стал для нее надежной опорой и источником вдохновения. Вместе они прошли через многие трудности, но их любовь и взаимопонимание помогали им преодолевать любые препятствия. Семья стала для Анастасии тихой гаванью, где она могла отдохнуть душой и набраться сил для новых творческих свершений. Анастасия Ларионова оставила яркий след в истории якутского театра. Ее талант, стойкость и преданность искусству стали примером для многих поколений актеров. Память о ней живет в сердцах тех, кто знал ее лично, и кто восхищался ее игрой на сцене. Репертуар Анастасии Ларионовой был обширен и разнообразен. Среди созданных ею образов: Ая —-«За Родину!», Нюргу —«Сайсары» С. Омоллона, Нуннуур —«Лоокуут и Ньургусун» Т. Сметанина, Айыы Куо и Эбэ Хотун — «Красный шаман» П. Ойунского, Надежда Алексеевна — «Пока бьется есрдце» С. П. Данилова, Тыасааны — «Утро Лены» и Джыбар Хотун —«Северная легенда» И. Гоголева, Галина Романовна «Память сердца» А. Корнейчука, Норма Фанси —«Под золотым орлом» Я. Галапа, Елена Федотовна—«Мария» А. Сзлынского, Мать—«Джоро» М. Тойбаева, Мели —«Лиса и виноград (Эзоп)» Г. Фигейредо, Мать Земля—«Материнское поле» Ч. Айтматова, Дездемона —«Отелло» В. Шекспира и др.Она блистательно воплощала образы классических героинь и с успехом играла в пьесах современных якутских драматургов. Ее талант позволял ей органично существовать как в драматических, так и в комедийных ролях, вызывая у зрителей то слезы, то смех. Коллеги по театру вспоминают Анастасию, как человека невероятной работоспособности и самоотдачи. Она никогда не жалела сил, работая над ролью, стремясь до мельчайших деталей понять и прочувствовать характер своего персонажа. Ее профессионализм и любовь к театру вдохновляли молодых актеров.
Жизнь Анастасии Ларионовой – это пример стойкости, таланта и преданности своему делу. Она оставила после себя богатое творческое наследие, которое будет вдохновлять еще многие поколения якутских актеров и зрителей. Ее имя навсегда вписано в историю якутского театрального искусства.
Блокада Ленинграда унесла более двух миллионов человеческих жизней. Беспримерный подвиг жителей осаждённого Ленинграда и защитников города-героя навсегда остался в истории Отечества символом отваги, стойкости, преданности и любви к Родине. Мы склоняем головы перед подвигом народа в Великой Отечественной войне и сколько бы ни прошло лет со времени окончания Великой Отечественной войны, никогда не забудутся боевые подвиги женщин-якутянок, которые внесли значительный вклад в общее дело Победы над фашистской Германией.
За долголетнюю плодотворную творческую деятельность А. П. Ларионовой в 1975 г. присвоено почетное звание заслуженной артистки Якутской АССР. Награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Якутской АССР. Умерла 12 января 1982 г.
Использованная литература:
1. Проект «У войны не женское лицо»
2. Талааннаах артистка /Г.Г. Игнатьев//Сахаада. - 1994.-28 апреля. – С. 8.