Читайте Петрушевскую!
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
15.08.2023

Читайте Петрушевскую![16+]

Просмотры: 636

Начну с того, что еще каких-нибудь 40 лет тому назад, призыв читать Петрушевскую был бы немыслим. Она была запрещена в нашей стране. Нет-нет, она не была антисоветчицей, не писала плохо о стране, Но… она была другая: непохожая, странная… Так как писала она, у нас не писал никто. Главенствующий в нашей литературе метод соцреализма не просматривался в её произведениях. А сегодня Людмила Стефановна Петрушевская не только признанный мастер современной российской литературы, лауреат престижных отечественных и зарубежных премий, но и активно издаваемый и читаемый писатель. Прикоснитесь и вы, наши читатели, к её удивительной, и может быть странной на ваш взгляд, прозе. 

Трудно проводить параллели между фактом рождения и творчеством, но всё же… Людмила Петрушевская родилась в 1938 году – это был год жесточайших репрессий, потом военное детство, потом продолжение послевоенных репрессий, потом «хрущёвщина» 50-х годов, давившая даже намёки за подражание Западу… Но ей повезло, ибо в 60-х наступила «оттепель», и она успела после окончания журфака МГУ написать несколько рассказов и пьес. И… наступили долгие годы молчания. Но Петрушевская продолжала писать пьесы и прозу. Собственно, Петрушевскую спас театр. После постановки её пьес в московских театрах она стала широко известна в узких кругах завзятых московских театралов. А в конце 80-х стал событием её сборник прозы «Бессмертная любовь» (найдите его на просторах интернета). В библиотеках нашей ЦБС Людмила Петрушевская появилась в начале 90-х годов прошлого века, в ореоле тайны запретов, сборником «По дороге бога Эроса», и он не остался незамеченным для наших искушенных читательниц. Правда были вопросы: почему недосказанные сюжеты? Почему непонятны герои сюжетов: они положительные или отрицательные? Тогда в «Белинку» пригласили известного преподавателя филфака СВФУ, доцента Светлану Федотовну Желобцову, которая прочла блестящую лекцию о постмодернизме, представителем которого и является Петрушевская. 

Мистические новеллы, рассказы, сказки, ужасные истории с ожившими мертвецами и чудесными спасениями приравняли писательницу к популярному у нас и за рубежом жанру фэнтези. И Людмила Стефановна была удостоена Всемирной премии фэнтези. Называется данный сборник «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребёнка». По версии серьёзного журнала «Новый американец» – «The New Yorker», (который в своё время высоко оценил нашего писателя Довлатова), эта книга-фэнтези вошла в мировую десятку лучших книг года в этом жанре. Приведу лишь один из многочисленных и восторженных отзывов американского читателя: «Мастерство автора ошеломляет. Её рассказы – утончённые, жуткие – напоминают рассказы Эдгара По. Эта книга заставит вас похолодеть от восторга и ужаса». Критики отмечают, что особенность Петрушевской в том, что у ней виртуозно соединяются реальность и абсурд, и порой не замечаешь, где одно переходит в другое. 

Как-то на репетиции её пьесы во МХАТе режиссер Олег Ефремов отметил: «Да у неё всё про детей». Не принимайте впрямую – не рассказы для детей. Главное для Петрушевской – спасение детей. Жизнь ради них. То, к чему рано или поздно приходит любая женщина. Да, на страницах её книг бушуют человеческие страсти, удивительные повороты судьбы, любовь, но – подспудно – дети. Книга «Конфеты с ликёром: Истории из жизни», в которой с каждой странички глядят чисто умытые личики ангелов, бывших детей – отмечали критики. Этот сборник открывается романом «Время ночь», наделавшим много шуму и среди читателей, и среди критиков. Одно из любимых мною произведений писательницы, которое после открытого финала не отпускает читателя, а заставляет думать и додумывать свой финал. 

Петрушевская с годами меняется. Меняются жанры, темы. Несмотря на свои 85 лет, она удивительно современна, созвучна времени. Её может читать и молодежь, и люди вполне зрелые, состоявшиеся в своих взглядах. Её перу сегодня принадлежат романы, рассказы, эссе, сказки, сценарии, пьесы, она пробует себя в интернете, в мультфильмах, а с недавнего времени выступает в собственном «Кабаре Одного Автора». Ею написано более 50-ти книг, многие из которых переведены на более чем двадцать языков. 

Хочу предупредить – книги Петрушевской сугубо взрослые. Адресованы женщинам. Проходят как интеллектуальная женская проза. Те из читательниц, которые давно и прочно подсели на женскую прозу, обратясь, может быть впервые, к Людмиле Петрушевской, заметят, что она стоит как бы особняком. И в этом её уникальность. 


Галина Платоновна Иванова,
почитательница творчества
Людмилы Стефановны Петрушевской

Смотрите также