Ребенок и чтение (размышления детского библиотекаря)
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
23.04.2020

Ребенок и чтение (размышления детского библиотекаря)

Просмотры: 2803

1.jpg

В воспитании юного читателя большую помощь семье, школе оказывает детская библиотека, где организуется среда общения с учетом возрастных, психологических особенностей и это общение строится на основе чтения книг и периодики.

Какие они, наши читатели?

  • Читатели младшего возраста прочитанное, услышанное воспринимают эмоционально, чувствуя себя участниками событий, описанных в произведении.
  • У читателей среднего школьного возраста круг чтения расширяется, дети ставят себя на место героя, сравнивают себя с ним, размышляют над своим поведением. Прислушиваются при выборе книг к мнению ровесников.
  • Читатели старшего возраста в основном берут книги, чтобы заработать хорошие оценки. У них есть стремление найти нравственный идеал, большинство умеют выражать свое мнение.
Как детский библиотекарь, работающий по специальности более сорока лет, замечаю, что у большинства сегодняшних подростков слабая речевая культура. Большие тексты их пугают.

В семьях утрачены традиции семейного чтения. Родители мало общаются с детьми, а дети не отходят от телевизора, телефона, компьютера, поэтому им не хватает воображения.

Детская библиотека живет по детским правилам, выполняя просветительскую, воспитательную, развивающую, досуговую функции. Одна из основных задач нашей работы – помочь детям и родителям лучше понять друг друга, помочь семье в организации досуга детей, в воспитании потребности посещать библиотеку. Участвуя в мероприятиях, читая, обсуждая произведение, дети знакомятся с такими понятиями, как добро, зло, дружба, обман и т.д.

В нашей библиотеке-филиале №15 большая работа ведется по работе с текстом, ежегодно выставляются 15-20 творческих работ читателей: рисунки, отзывы, сочинения. Родителей тоже не забываем: как воспитать культуру чтения у ребенка, развить интерес к книгам можно найти в памятках «Семейное чтение», «Чтение вслух», «Ваш ребенок и чтение», «Как обсуждать с ребенком прочитанное».

Уважаемые родители! Позвольте мне дать несколько советов, для воспитания читающего ребенка.

  • Потребность в ежедневном общении ребенка с книгой лучше закладывать до 3-4 лет.
  • Рассказывайте о значении книги, культуре чтения.
  • Заведите привычку вечернего чтения в течение 15-20 минут.
  • Выберите книгу с яркими, красочными рисунками.
  • Обратите внимание на шрифт, содержание.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное, попросите нарисовать запомнившийся, понравившийся эпизод.
  • Объясните непонятные слова.
  • Следите за систематическим чтением ребенка.
  • Проявляйте интерес к тому, что читает ваш ребенок.

2.jpeg

С целью воспитать интерес к автору, к книге я провожу презентации, обсуждения с приглашением писателей, организую встречи с интересными людьми. Дорогими гостями книжкиного дома в разные годы были: писатели Ариадна Борисова, Василий Иванов, Семен Попов – Тумат, Ольга Корякина – Умсуура, Николай Александров, профессор ЯГУ, доктор философских наук Г.Н. Максимов, историк Владимир Пестерев, профессора СВФУ Зоя Константиновна и Карл Георгиевич Башарины, художник Вера Ноева, журналисты Егор Николаев, Татьяна Жиркова и др.

Готовясь к встрече, оформляю книжные выставки, провожу обзоры, дети пишут отзывы на прочитанные произведения, которые собираю в альбом «Автору от благодарных читателей» и вручаю гостю при встрече.

Я благодарна гостям библиотеки за поддержку детского чтения. Некоторые из них не раз встречались с нашими читателями. Так, поэт, прозаик, заслуженный врач РС(Я) В.В. Егоров – наш давний добрый друг. Мною проведены презентации его книг: «В городе моем…», «Спаси и сохрани» (94 стиха, посвященных спасенным детям), «Во имя Победы» (военно-патриотический сборник стихов и рассказов). Валентин Владимирович постоянно участвует в городских мероприятиях, посвященных Дню памяти Пушкина, Дню города. Писатель – лауреат многих литературных премий в области детской литературы. Много несуразностей подмечает в характерах, поступках, разговорах, мечтаниях своих героев.

3.jpeg

Последние три года для него оказались плодотворными – вышли несколько книг в разных издательствах, в т.ч. в издательстве «Бичик» в 2019 году увидела свет азбука-раскраска в стихах «Для детей про зверей» с забавными четверостишиями на все 33 буквы алфавита. Раскрашивая картинки, малыш узнает новые слова, придумает истории, т.е. будет не только путешествовать по азбуке, а станет творческим человеком. Азбука посвящена братьям нашим меньшим и расширит кругозор малышей. Издание универсальное. Отмечу рисунки юной художницы Насти Карповой, которые дополняют текст. Во второй части книги автор включил 14 стихотворений о природе, окружающем мире, который «…на всех у нас один – и мы с детства дружим с ним!»

Выпущенный в 2017 году сборник «Чудовище Лабынкыра» - настоящий подарок для детей младшего школьного возраста. Темами 11 сказок стали бренды Якутии: морозы, мамонты, караси, шаманы, жители Крайнего Севера. Автор переносит читателей в настоящую реальность, которая незаметно превращается в сказку, конечно же, со счастливым концом.

Главным героем сказки «Юка» стал известный далеко за пределами Якутии детеныш мамонта. По сюжету Егорова мамонтенок через разлом времени и пространства попадает в современный тундровый заповедник к овцебыкам – ровесникам мамонтов. Детский врачи и писатель Егоров, тонко чувствующий детскую психологию, призывает бережно относиться к природе, не забывать традиции народа, чтить обычаи, чтобы в реальности не произошли неприятности как в сказке-были «Дух шаманки». Книга «Чудовище Лабынкыра» прекрасно оформлена, легко читается.

4.jpeg

А вот отзывы читателей среднего и старшего возраста на произведения писателя:

«В книге «В городе моем…» В. Егоров отлично описал наш любимый Якутск. Когда прочитал стихи, я оказался в тех местах, в которых обычно люблю ходить. В рассказах так чудесно показаны жизнь простых людей, их проблемы, их радости. Желаю Валентину Владимировичу дальше продолжать писать свои чудесные произведения».

Иван Ширяев, СОШ №26

«Прочитала рассказ «Ангелина» В. Егорова. История невинной девочки очень тронула меня и заставила задуматься. Бабушка поддерживала ее до конца и слова об иконе с детской кровью просто пробили меня. Девочка так ждала 1 сентября, так хотела со своими друзьями мечтать, гулять по магазинам, ходить в гости и наслаждаться жизнью. А как обернулось… возможно, если бы врачи были внимательнее… Возможно, автор сам знал такую историю и написал все по собственному опыту. Так уж хорошо описано состояние девочки, ее душевные проблемы. Рассказ потрясающий, читается буквально за миг».

Маша Торохова

«Нам очень понравился сборник стихов «Спаси и сохрани» В. Егорова, посвященный спасенным детям. Когда читаешь стихи, действительно задумываешься о жизни, смерти и надежде. В каждом есть особый смысл, великолепно каждое стихотворение и несет в себе частичку надежды. Их приятно читать, а читаются они на одном дыхании».

Кюннэй Савина, Тома Егорова

«Сильное впечатление в моей душе оставило стихотворение «В июне» из сборника «Во имя Победы». Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся о возвращении своего кормильца, защиты и опоры. В стихотворении есть такие слова, я думаю, они ключевые:

…Юнец,
На войну соберется.
Рыдая,
Мать-старуха,
К груди припадет,
Поцелует, прощаясь,
У края
И он в вечность
Солдатом шагнет…»

Эдвард Федотов

«Спасибо Матрене Николаевне за то, что организовала встречу с таким удивительным человеком. Он врач, лечит больных детей, а его книги излечивают души людей. Спасибо!»

Боря Осипов

Это пример общения с детьми всех возрастных категорий на основе творчества только одного писателя, живущего рядом с нами, творящего для детей и взрослых.

Позволю себе сказать, что у каждого времени свои проблемы, не читающие и раньше были, и сегодня есть. Но мы, взрослые, не должны забывать, что книга, прочитанная в детстве, оставляет светлое воспоминание, глубокий след больше, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Следите за новинками. Запишите детей в библиотеку! Будем рады встрече.

Матрена Аргунова, главный библиотекарь филиала №15


Смотрите также